ЖКХ и благоустройство Общество Фестиваль

Фестиваль граффити планируют провести в Вологде в июне 2022 года



Городские власти намерены развивать культуру уличного искусства в Вологде. По словам Мэра Сергея Воропанова, к моменту проведения фестиваля в областной столице нужно решить ряд организационных моментов. К примеру, внести изменения в правила благоустройства, чтобы ребята могли заниматься творчеством, преображая городские стены на законных основаниях.

Этот вопрос обсуждался в рамках Координационного совета по реализации молодежной политики на территории Вологды. Первое заседание прошло в конце июня, в ходе которого участники рассказали о планах работы на предстоящий год, реализации молодежных и экологических проектах. На второй встрече ключевым моментом стал вопрос законности размещения рисунков уличных художников на объектах областной столицы с юридической точки зрения.

«С недавнего времени у нас существует муниципальный проект «Школа стрит-арта», маленькими шагами мы движемся к развитию этого направления. Мы изучаем опыт других городов — Санкт-Петербурга. Москвы, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода. В этих городах разный порядок согласования размещения граффити на городских объектах. В Вологде такого регламентированного порядка нет. И надо отметить, что все объекты, которые уже появились в стилистике граффити в нашем городе, незаконны, они были созданы без согласований. По первому требованию авторов могут попросить убрать их, закрасить. Это очень острый вопрос», — отметила директор МЦ «ГОР.СОМ 35» Яна Филиппова.

По мнению Мэра Сергея Воропанова, Вологда не менее чем на 10 лет отстала от других городов в развитии искусства стрит-арта. И сейчас задача — наверстать упущенное. Руководитель городской администрации выразил готовность всячески поддерживать молодежь, чтобы преобразить унылые стены, оформить их в современной стилистике и даже сделать подобное оформление при въезде поездов в город визитной карточкой Вологды. Для этого Сергей Воропанов предложил разработать совместный с РЖД проект. Но прежде необходимо разработать некие правила, чтобы художники творили внутри правового поля.

«Мы разрабатываем некий путь, чтобы внести изменения в нормативную базу для утверждения нанесения граффити на фасадах и поверхностях сооружений города. Мы будем делать это в рамках архитектурно-градостроительного облика. Но когда мы сели рассматривать этот вопросы, возникла проблема: в комиссии нет специалистов, которые могли бы помочь, объяснить концепцию, которую планируют размещать на том или ином фасаде. Ведь творчество граффити — интересное и загадочное. Оно зачастую непонятно обывателю, неспециалисту в этой сфере», — обозначила проблему главный архитектор города Ольга Макарова.

Кроме того, специалистам Департамента градостроительства предстоит определиться с форматом, в котором художникам было бы удобно предоставлять работы на согласование. В итоге должен быть разработан нормативный документ, который будет удобен обеим сторонам. Свои пожелания высказали и представители «Школы стрит-арта».

Художник Сергей Банк интересен тем, что в 2015 году принимал участие в оформлении стен экспериментального цеха вместе с 81-летним художником, который рисовал в традиционной стилистике. Тот рисовал солнце и березы, а Сергей оформил свою часть в технике улицы. Эта территория стала своего рода фотозоной для студентов.

«Мне сейчас интереснее делать не современные граффити, а делать работы, отражающие историческую составляющую нашего города. Это старославянская вязь, руны, орнаменты, Берегини, славянские свастики. Но если я начинаю размещать такой символ, ко мне подходят и обвиняют в фашизме. Если мы хотим, чтобы Вологда выстрелила, как исторический памятник, нужно дать возможность художникам делать так, как оно должно быть. Без этих изображений Вологда не Вологда. Даже кружева содержат в орнаментах эти символы», — поделился представитель «Школы стрит-арта», художник Сергей Банк.

Мэр Сергей Воропанов предложил не только согласовывать рисунки. Но и проводить некую просветительскую работу, если какое-либо нестандартное изображение появляется в городе. Также участников совета обеспокоил вопрос восстановления рисунков.

Что касается текущей работы представителей школы Стрит-Арта, то сейчас, до внесения изменений в нормативно-правовые акты, много вопросов связано с поверхностями, на которые можно наносить изображения.

«Художникам нужны поверхности для фристайла, чтобы они могли просто прийти порисовать, потренироваться. Сейчас мы планируем по разрешению Администрации наносить изображения на стену на Дальней. Она большая, там 32 пролета, пролетов 10 планируем оформить», — сказала представитель школы Стрит-Арта Наталья Осиева.

Мэр Вологды дал поручение художникам сформировать предложения по поверхностям на перспективу. Специалистам Департамента экономического развития поручили решить вопрос с собственниками объектов, на которых потенциально можно было бы наносить изображения. Также в ближайшее время в городе должны быть сформирована комиссия и внесены изменения в правила благоустройства. После этого необходимо будет разработать памятку для уличных художников, где по пунктам будет прописан путь согласования изображения. Кульминацией встречи стало предложение о проведении фестиваля граффити в июне следующего года.

«По опыту других городов знаю, что на подобные мероприятия приглашают художников не только из других городов, но и из других стран. На фестивале каждый рисует за себя. Но в плане сотрудничества можно делать совместные заказы. Это способствует тому, что приезжие ребята оставят после себя след в нашем городе», — рассказал представитель школы Стрит-Арта, художник Илья Игнаткевич.

По подсчетам сотрудников молодежного центра «ГОР.СОМ 35», которые планировали заявить проект фестиваля на участие в конкурсе Президентских грантов, стоимость такого форума уличных художников порядка 2 млн рублей. Тем, как его правильно организовать, поделилась в онлайн-формате организатор фестиваля «Стенограффия» в Екатеринбурге Анна Клец.

«Мы делаем фестиваль «Стенограффия» с 2010 года. Всю нашу деятельность мы разложили по полочкам. Этот проект – не просто картинки на улицах города и объектах. Мы выстраиваем именно отношение человека к городу. Например, взять вандалов, которые оставляют некие рисунки в городе. Они не безразличные, они могут встать с дивана. Этим ребятам надо дать возможность сделать что-то по-настоящему ценное, дать им площадки, тогда этот поток негативного перерастет в созидательное», — рассказала об опыте Екатеринбурга Анна Клец.

Участники встречи пообещали учесть рекомендации коллег из Екатеринбурга. Они договорились встретиться через месяц.