«Маскарад» заменил «Бабу Шанель»: лермонтовской классикой открыл новый сезон Вологодский драмтеатр
В минувшие выходные Вологодский драматический театр открыл 172-й театральный сезон спектаклем по пьесе Михаила Лермонтова «Маскарад». Впервые артисты начали работу в совершенно новых, продиктованных эпидобстановкой условиях: начиная с соблюдения необходимой 1,5-метровой дистанции в зале и заканчивая заменой премьерного спектакля за месяц до старта сезона.
Изначально Вологодский драмтеатр планировал открывать сезон комедией по пьесе Николая Коляды «Баба Шанель», в которой все главные роли играют возрастные артисты. Но когда эпидситуация начала нарастать, пришлось срочно выводить на первый план другую постановку с более молодыми актерами.
«Примерно в августе мы поняли, что ограничение для вологжан 65+ все-таки нас останавливает и не дает работать со спектаклем «Баба Шанель». И сделали ставку на лермонтовский «Маскарад», который планировали показать несколько позже. Спектакль поставили фактически за 20 дней. У нас была заранее готова вся декорация, а вот сотрудники пошивочного цеха буквально ночевали на работе, чтобы успеть с костюмами для всех артистов. Самое важное, что у режиссера спектакля Владимира Гранова, который живет и работает во Франции, появилось окно в рабочем графике и возможность приехать на репетиции. В общем все сложилось», — говорит художественный руководитель Вологодского драматического театра Алексей Ожогин.
С режиссером заранее была договоренность о классическом репертуаре, который, как считает худрук, дает артистам возможность расти и выходить на новый уровень. Отбор актеров шел онлайн, Владимиру Гранову отправляли во Францию записи спектаклей. Именно так, на расстоянии, на роль Евгения Арбенина он предложил актера Максима Юлина, а роль Нины Арбениной досталась Дарье Костиной.
Лермонтовский «Маскарад» — это трагическая история, где переплетаются любовь и тщеславие, истина и ложь.
Евгений Арбенин заподозрил жену в неверности после того, как приятель, князь Звездич, предъявил ему подаренный незнакомкой на маскараде знак симпатии — браслет. Узнав безделушку супруги, Арбенин не находит себе места от ревности, причем его сомнения только подогревают многочисленные «доброжелатели». Устав от терзаний и желая наказать предательницу, он подсыпает жене яд и лишь после ее смерти узнает, что она была невиновна.
«Режиссера в этой пьесе, прежде всего, интересовала гордыня как один из главных смертных грехов. Поэтому я, как художник, выстроил символический образ. Сцена — это земля, с которой ввысь уходит лестница. С одной стороны это символ развития, с другой — соблазн взглянуть на других свысока, что и делают практически все герои. И это очень опасное состояние, которое может погубить и самого человека, и окружающих его людей. Это проблема вне времени, она современна и сегодня, поэтому режиссер приподнятый, символичный слог Лермонтова соединяет с бытовыми сценами, поэтому костюмы у нас не строго исторические. Все, чтобы зрителю сказать, — перед вами не просто история из прошлого, написанная в стихах, это про каждого из нас», — говорит художник- постановщик спектакля Александр Дубровин.
Открытие сезона превратилось в настоящий праздник театра с весьма необычными «зрителями». Половина кресел в зале была забронирована для писателей, поэтов, драматургов разных эпох, причем на каждом была прикреплена записка с самыми известными их цитатами. Таким остроумным способом обозначили те самые 1,5 метра социальной дистанции, которые необходимо соблюдать и в зале. Это идея будет использоваться в течение всего театрального сезона.
Добавим, на протяжении всего театрального сезона зрителя ждет моноспектакль «Чернобыльская молитва» по произведению Светланы Алексиевич, чеховский «Вишневый сад», «Заповедник» по Сергей Довлатову. Не теряют актеры надежды показать и комедию «Баба Шанель», но в более поздний период.