«Вологодской драме – 170». Серия 4: Облдрамтеатр во время Великой Отечественной войны
Великая Отечественная вошла в жизнь Вологодского драматического театра внезапно: он был на гастролях в Пскове, когда немецкие бомбардировщики разбомбили вагоны со всеми декорациями и костюмами спектакля «Любовь Яровая». О том, как жил вологодский театр в тяжелые военные годы, читайте в четвертой серии совместного проекта cultinfo и Вологодского драматического театра «Вологодской драме – 170».
1 июня 1941 года Вологодский драматический театр закрыл сезон спектаклем «Разбойники» по Шиллеру и отправился на гастроли в Псков. На новый театральный сезон были запланированы постановки пьес «Живой труп» Толстого, «Укрощение строптивой» Шекспира, «Три сестры» Чехова, «Машенька» Афиногенова. Но не всем планам суждено было сбыться. С началом войны драматический театр взял курс на «оборонный репертуар», куда входили пьесы героико-патриотической направленности.
«Нападение фашистских извергов на Советскую родину застало наш театр во Пскове. До отъезда в Вологду мы продолжали ставить спектакли и обслуживать бригадами призывные пункты. Вернувшись домой, мы уже выпустили четыре новых постановки: «Парень с нашего города», «Тот, кого искали», «Поручик Лермонтов», «Ключи Берлина», – писал в газете «Красный Север» за 26 августа 1941 года художественный руководитель театра, заслуженный артист РСФСР А.Е. Ларионов.
Также в репертуар театра вернулась постановка «Любовь Яровая». Декорации и костюмы к этому спектаклю погибли в бомбежку в первые дни войны – в это время Вологодский театр находился на гастролях во Пскове. В Вологде реквизит был полностью восстановлен.
Помимо спектаклей на сцене театра в октябре-ноябре 1941 года шел монтаж «Все на защиту Москвы!» в постановке режиссера Ленфильма Г.М. Раппопорта. В ноябре «Красный Север» писал, что «в ответ на призыв вождя народов товарища Сталина – работать не покладая рук – коллектив Вологодского облдрамтеатра решил с 20 ноября ежедневно давать дневные спектакли для детей, школьников, учащихся ФЗО и для бойцов РККА». Начало спектаклей в 12 часов, окончание – не позднее 14 часов, цена билета – 1 рубль.
В тяжелые годы войны дети оказывали большую помощь взрослым в борьбе за Победу: трудились на заводах и фабриках, принимали участие в сооружении оборонительных укреплений, собирали металлолом, шили одежду для Красной армии, вязали и шили теплые вещи. Большую помощь оказывали раненым в госпиталях: устраивали концерты и спектакли, писали под диктовку письма. Количество детских театров по стране резко сократилось, так как довоенный детский репертуар не отвечал требованиям военного времени. Обслуживание детского зрителя в Вологде легло на плечи драматического театра. 3 сентября 1942 года А.Е. Ларионов писал на страницах «Красного Севера»: «Поздравляя вологодских школьников с началом нового учебного года и желая им успехов в учебе, наш театр приглашает 6 сентября ребят старших классов посмотреть героическую комедию из эпохи Петра 1 – А. Мариенгоф «Шут Балакирев»». В этой же заметке художественный руководитель театра призывал школьников готовиться к просмотру, изучать историю петровского времени, а учителей и работников гороно – организовать первый в этом сезоне школьный утренник.
Чтобы понять дух населения области, коллектив театра выезжал со спектаклями в армейские части, госпитали; бригады актеров выступали в санитарных поездах, колхозах, устраивали концерты в полях. Согласно историческим справкам, представлений было по 2 в день, а то и больше: так, бригада товарища Барная за 17 дней дала 38 концертов, а товарища Шмидта за 11 дней – 21 концерт.
В рамках октябрьского фестиваля в театре шли спектакли по циклу «Героическое прошлое и настоящее великого русского народа». На сцене были показаны «Полководец Суворов», «Надежда Дурова», «Поручик Лермонтов», «Разлом», «Фрунзе и Чапаев», «Кремлевские куранты», «Парень из нашего города», «Русские люди».
Драмтеатр активно готовился и к 25-ой годовщине Великого Октября, выпустив премьерный спектакль «Бессмертный» по пьесе Алексея Арбузова в соавторстве с Александром Гладковым.
Театральный сезон 1943-44 годов открылся в сентябре премьерой по пьесе И. Сельвинского «Генерал Брусилов». Перед спектаклем была организована выставка, посвященная брусиловскому прорыву 1916 года с иллюстрациями из журналов. На одной из них был запечатлен портрет офицера-гусара Батюшкова, потомка знаменитого поэта Константина Батюшкова.
За время Великой Отечественной войны в афише театра появлялись новые спектакли и новые имена, но неизменной оставалась его основная задача – быть нужным своему зрителю. Так и жил театр в трудные годы, не прекращая свою работу, откликаясь каждым своим спектаклем на боль всей страны.