Человек против машины, или Храните деньги в сберегательной кассе
67-летний житель Вологды остался без пенсии лишь потому, что перепутал две цифры в номере телефона, переоформляя карту Сбербанка.
Бывший инженер, Почетный машиностроитель России, а ныне простой пенсионер Алексей Махалов (фамилия изменена) вышел на заслуженный отдых в 2011 году. Стараясь шагать в ногу со временем, он оформил в Сбербанке пластиковую карту, куда по 15 числам ему исправно перечисляли средства на существование, а он их столь же исправно снимал.
Алексея Николаевича все устраивало: за семь лет ему перевыпустили уже две карты (таков порядок), правда, когда он пришел за третьей, случился конфуз. То ли по рассеянности, то ли от давления пенсионер, заполняя анкету, перепутал две цифры в номере своего телефона: вместо 46 написал 64 — годы, сами понимаете, всякое бывает. Впрочем, тогда Махалов этого даже не заметил. Ведь услугу «Мобильный банк» он никогда не подключал, день своей пенсии помнил, примерно в то же время приходили «губернаторские» и ЕДК, а других поступлений у него не было.
Итак, третью карту пенсионер получил в июле 2017 года. И девять месяцев эта система работала, как часы, а на десятый, дала сбой. Придя к банкомату Сбербанка в апреле 2018-го, Алексей Николаевич, как обычно, засунул карточку в щель, но в этот раз вместо денежек вылезла бумажка — мол, на вашем счете ноль. «Как так?» — удивился пенсионер и побежал разбираться. «Да, все пусто», — подтвердили в отделении банка и посоветовали обратиться в полицию. Махалов так и сделал: написал заявление о пропаже 18, 5 тысячи рублей в органы и такое же — в Сбербанк.
Полиция сработала оперативно: злоумышленницей оказалась жительница Никольского района Людмила Дубова (фамилия изменена), на чей телефонный номер (тот самый, с цифрами 64 вместо 46) внезапно в апреле пришли сообщения с сервиса 900 о поступлении средств на карту. Чужие деньги неработающая гражданка восприняла как подарок судьбы: выяснять, чьи они и откуда, не стала, а быстренько перевела их на собственный счет и телефонные номера своего сожителя, ну и, разумеется, потратила. А когда даму разоблачили, поначалу она даже клялась вернуть все назад, но потом передумала.
Банк в это время провел свое расследование и прислал пенсионеру СМС-ку с отказом вернуть украденные деньги — мол, сам виноват, телефонный номер перепутал. А следом пришло другое сообщение (весьма циничное, по мнению Алексея Махалова) — с просьбой оценить работу банковских сотрудников по пятибалльной шкале.
«Как же так? — опять задумался пенсионер. — Если человек, сообщая в банке номер телефона, в спешке или в силу возраста ошибается в цифрах, значит, его вклад автоматически окажется под угрозой, и рано или поздно денежки «уйдут»? И зачем Сбербанк предлагает страховать карты, если сохранность средств он и без того обязан гарантировать?». Эти же вопросы мы адресовали пресс-службе Сбербанка, но оттуда пришел ответ, больше напоминающий инструкцию по безопасности пластиковых карт.
Камнем преткновения в этой мутной истории стал тот самый «Мобильный банк». Махалов готов поклясться на Библии и Конституции, что эту услугу он не просил, не заказывал и не подключал. Зачем?! Он прекрасно жил без нее шесть лет, прожил бы и седьмой — к чему лишние опции и пустые траты?! «Нет, подключал, — настаивал Сбербанк. — Ведь информация о денежных потоках направляется лишь на телефоны клиентов, подключенных к «Мобильному банку». «Но почему тогда на карту, оформленную в июле 2017 года, первые СМС-сообщения пришли только в апреле 2018 года?», — недоумевал Махалов. Ответа на этот вопрос он так, увы, и не получил. Редакция на этот вопрос также ответа не получила — в Сбербанке сослались на политику конфиденциальности.
Суд состоялся в сентябре в Никольске — по месту жительства обвиняемой. 38-летняя безработная с неполным средним образованием, она же незамужняя мать троих детей (к слову, ранее привлекавшаяся за «ненадлежащее исполнение родительских обязанностей») в краже повинилась и раскаялась. Суд признал ее виновной, приговорил к 240 часам обязательных работ и велел вернуть пенсионеру похищенные деньги. Вот только проблема — взять у гражданки нечего. Это она подтвердила и в телефонном разговоре. Да, мол, жизнь в деревне худая: работы нет, денег нет, даже клюквы в этом году нет, а картошка гниет на корню. Раньше, мол, вся семья жила на пенсию бабушки, а сейчас она умерла, так хоть плачь.
Что касается потерпевшего Алексея Махалова, то он, конечно, расстроился, но финансовую потерю пережил: затянул потуже пояс, на даче летом вырастил кой-каких овощей. Правда, после этого случая от банковских карточек он отказался, и сейчас ему пенсию приносит домой почтальон. Так спокойней и надежней, уверен вологжанин, а всем землякам он советует быть внимательнее, заполняя разного рода анкеты.
P. S. На исполнение решения суда Махалов, в общем-то, не надеялся. Однако к его полной неожиданности в ноябре-2018 на счет пенсионера «капнула» 1000 рублей. «Дай Бог не последняя», — расчувствовался потерпевший. В январе-2019 поступило еще 470 рублей. Ну а в марте пришло письмо от никольских судебных приставов, что исполнительное производство прекращено, поскольку с должницы взять нечего. Как говорится, финита ля комедия.
От редакции: все эти месяцы, пока шел суд да дело, мы напряженно размышляли, но никак не могли понять, как такое в принципе могло случиться. Если пенсионеру вместе с перевыпуском карты в Сбербанке все же незаметно для него подключили «Мобильный банк», то ему тут же должна была прийти соответствующая СМС-ка. Разумеется, она не пришла из-за двух перепутанных цифр в номере телефона. Но почему тогда этот вопрос не проконтролировал сотрудник Сбербанка? Как вообще происходит верификация подлинности данных, которые сообщает клиент? И как банк защищает содержимое карт клиентов, привязанных, по существу, только к телефонному номеру? Какая сумма, в частности, в этом году была похищена с карт жителей региона, и какую сумму Сбербанк вернул обворованным людям? Все эти вопросы мы адресовали пресс-службе Сбербанка, но в ответ пришел все тот же шаблон — инструкция по безопасности. Специалисты сослались на политику конфиденциальности банка в отношении своих клиентов. А «информацию, связанную с мошенническими действиями на территории области», нам посоветовали запросить в УМВД.
Метки: Никольск, Общество, Пенсия