Культура Общество Туризм

«Софийский собор, конечно, прекрасен, но где тут у вас продается глинтвейн?»: в День туризма – перлы гостей Вологодчины



27 сентября отмечается Всемирный день туризма. А кто знает всё (или почти всё) о надеждах и чаяниях туристов? Конечно, экскурсоводы! По просьбе редакции cultinfo они вспомнили курьезные случаи и смешные вопросы своих подопечных и поделились размышлениями, на которые их натолкнули гости нашего города и области.

«Лучший гид России» образца 2017 года, сотрудник Вологодского музея-заповедника и неортодоксальный вологодский экскурсовод Нина Смелкова уверена: главный плюс ее работы – возможность смотреть на привычные места незамыленным взглядом туриста. «Мысли гостей порой – самые настоящие открытия», – говорит Нина и предлагает подборку реплик туристов о Вологде – это повод и посмеяться, и задуматься.

— «А что это за мужик стоит с конем? Да ещё и под берёзой! Никак солист группы «Любе» или Безруков?»

— «Какое счастье, в вашем городе не чистят снег!.. Мы так устали в Москве – сплошные химикаты, обуви не хватает на сезон!»

— «Мы не понимаем, как это нет особой разницы между шаньгой, калиткой и рогулькой? В магазинах у вас это разные пироги!»

— «Софийский собор, конечно, прекрасен, но где тут у вас продается на улице глинтвейн? В Европе продается, в Суздале продается, а на Русском Севере нет?.. Как же постигать красоту зимой?..»

— «Мы запутались в кремлях!.. Вологда – город путаных кремлей».

— «Нам бы уютный ресторанчик с домашней вологодской кухней, северными специалитетами и хорошей винной картой… Как нет?..»

— «В вашем троллейбусе номер 4 можно снимать фильм Балабанова… Просто ехать и снимать…»

— «Почему никто не окает? Это наше главное разочарование!»

Известный вологодский экскурсовод Александр Сазонов, автор нескольких книг о Вологде, вспомнил о своей первой экскурсии по городу: «Слушали меня рабочие Станкозавода – люди простые, вопросов не задавали, семечки щелкали, но в конце сказали фразу, которая стала для меня настоящей наградой: «Какая же Вологда красивая!» Я в тот момент понял, что у меня получилось, и стал совершенствовать мастерство экскурсовода».

В Вологду, по словам Сазонова, приезжают, чтобы почувствовать «русский дух», ощутить вкус провинциальной неторопливой жизни, и порой огорчаются, что обаяние старого города постепенно исчезает. Но многие ценят то, что сохранилось, не случайно Ирина Хакамада после экскурсии сказала: «Если бы я родилась в Вологде, то политиком бы не стала». Очень понравилось в Вологде певице Наталье Банновой, народной артистке России, исполнительнице русских народных песен: она сняла на видео, как Сазонов на колокольне читает стихотворение Юрия Леднева про Петра I и звонаря и выложила видео в соцсетях.

Ведя экскурсии по городу больше 40 лет, Александр Сазонов уже знает, о чем спросят заезжие гости, и старается рассказать об этом сам, однако полное отсутствие вопросов удивляет: «Однажды вел экскурсию для скандинавов, то ли датчан, то ли норвежцев. Они всё дослушали и молчат. Спрашиваю переводчика, почему – оказывается, особенности менталитета: раз ничего не сказали, значит, всем довольны». Иностранные туристы вообще часто удивляют. Например, американцы после уже оплаченной экскурсии вдруг стали… предлагать экскурсоводу деньги. Оказывается, рассказ так им понравился, что захотелось дать «чаевые». Особенно, кстати, они оценили стихотворение Александра Яшина «Как подъедешь ты ко городу ко Вологде…» – такой способ показать знаменитое вологодское оканье нашел Александр Сазонов.

Экскурсоводы Вологодского музея-заповедника постоянно работают с большими туристическими группами, в том числе с гостями из-за рубежа. «Иностранных туристов часто удивляют вещи, которые для нас очевидны, – рассказывает заведующая экскурсионным отделом Вологодского музея-заповедника Лариса Гульнева. – Многие не знают, например, кто такой Иван Грозный. Зато легенда о падении на голову царя плинфы со сводов Софийского собора всегда вызывает живой отклик, и плинфу, которая у нас в соборе выложена для обозрения в качестве «примера», осматривают с большим интересом».

После экскурсии, рассказывает Лариса Гульнева, многие начинают переспрашивать то, что прослушали. Один из самых популярных – вопрос о высоте колокольни Софийского собора. Иногородних туристов часто интересует статистика – от количества жителей в городе до величины средней зарплаты. Настоящий бич современности – мобильные телефоны: порой экскурсанты настолько поглощены идеей сделать селфи на всех возможных фонах, что порой… теряются, отстав от своей группы.

Расхожее выражение о том, что «в музее история оживает», не раз проверяли на себе экскурсанты в конце 90-х, когда стали популярны выставки восковых фигур. Однажды в залах Вологодского музея выставлялись фигуры исторических деятелей и знаменитостей, и посетители дружно вздрогнули, когда одна из фигур… заговорила. Оказалось, что это экскурсовод, уже поджидающий туристическую группу.

Что «вологодцу» нормально, то туристу экстрим. Мария Хаустова, пресс-секретарь Кирилло-Белозерского музея-заповедника, вспоминает, как в промозглый осенний день, дождливый и ветреный, легко одетые итальянцы сразу из автобуса устремились к сувенирным лавкам, и потом мужчины щеголяли по музейному двору… в женских меховых шапках. Порой не дают скучать и переводчики. «Рассказываем про иконы Успенского собора, что они написаны лучшими иконописцами Москвы и Новгорода, а переводчик переводит: Москвы и Петербурга. Какой Петербург, спрашиваем, это же XV века иконы, до Петербурга еще без малого триста лет! А потому что я там живу, отвечает переводчик». Вот что значит устать от кочевой жизни и затосковать по дому! Так и вспомнишь «Джентльменов удачи»: «Почему Воркута? – Я там сидел…».

«Часто бывает так, что из гида ты превращаешься немножко в аниматора, режиссера и актера одновременно, – признается экскурсовод Катя Хоботова. – Вот, представьте: приезжает семья, где есть бабушки, родители, дети, а в придачу еще и собака, и «нужно, чтобы всем было интересно», но всё-таки «сделайте упор на детей». А еще в «техзадании» несколько пожеланий «под звездочками»: покушать что-то «ваше, вологодское», послушать оканье, местную сказку и получить мастер-класс, зайти в гости к душевным бабушкам, поесть домашнюю еду и пообщаться «за жизнь». И вот ты уже думаешь, из какого куста должна выглянуть чья-то бабушка в русском народном; какое из местных заведений, предлагающих пасты/роллы/пиццы, ты можешь выдать за место, где подают вологодскую еду, а попутно отвечаешь на взрослые вопросы «А что это за дом воооон на том берегу?» И попутно успокаиваешь прохожих: нет-нет, эта собака очень добрая, просто большая!.. В итоге ты окаешь сама, берешь из дома бутерброд с маслом и обещаешь, что в очередной раз напишешь обращение-мольбу ко всем вологодским рестораторам с просьбой открыть уже заведение с рыжиками, маслом и клюквой в сахаре».