В Вологде издадут сочинения писателя, литературоведа, пушкиниста Виктора Гроссмана
В период сталинских репрессий Виктора Азриэлевича Гроссмана арестовывали неоднократно, причем в последний раз в том числе за «неправильную» трактовку произведений Александра Пушкина.
«Неизвестный Гроссман»
Виктор Гроссман – советский писатель, литературовед и адвокат, автор «Этюдов о Пушкине» (небольшие тексты, посвященные биографии и творческому наследию гения).
Уже в наши дни часть этих текстов издал Почётный гражданин Вологды, почётный профессор ВоГУ Исаак Подольный, который в молодости лично был знаком с пушкинистом. К сожалению, Исаак Абрамович ушёл из жизни, так и не успев до конца разобраться в творческом наследии Виктора Гроссмана.
Его дело продолжили кандидат филологических наук Елена Титова и руководитель Вологодской книжной палаты Любовь Солодухина. Вместе с издательством «Древности Севера» они разработали проект «Неизвестный Гроссман» и смогли получить грант на 498 тыс. рублей на его воплощение. Проект реализуют при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Его поддержали филологи, историки, искусствоведы, работники библиотек, архивисты, студенты, а также семья писателя, прежде всего, дочь – Ольга Финкель, ныне живущая за границей.
«Не знать о таком человеке вологжанам – значит, пренебречь уникальными страницами нашей истории и культуры и не открыть для себя своеобразную и поистине эпохальную личность», – считает Елена Титова.
Как пояснила Любовь Солодухина, готовящееся сейчас издание избранных произведений писателя будет состоять из двух частей: в первую, биографическую, войдет очерк о В.А. Гроссмане, полный текст его мемуаров, переписка, в том числе с видными писателями и литературоведами, а во второй впервые представят некоторые ранее неопубликованные произведения автора и полностью «Этюды о Пушкине».
Авторы «Неизвестного Гроссмана» также готовят небольшой фильм о жизни писателя и проекте.
Блестящая молодость
Биография учёного полна драматических, а подчас и трагических событий. Он родился в Одессе в 1887 году. С отличием окончил Одесскую гимназию. Получил блестящее юридическое образование в Новороссийском (Одесском) императорском университете. Учился философии в Лейпциге и филологии в парижской Сорбонне, но его всегда манила литература, особенно привлекал Пушкин.
«В Одессе в годы его детства и отрочества всё ещё можно было встретить людей, видевших Пушкина в период южной ссылки», – поясняет Любовь Солодухина.
Талант молодого Гроссмана был очевиден уже с первых произведений, и на литературный труд его «благословил» сам Владимир Короленко. Большую часть своей жизни Виктор Гроссман провёл в Москве: занимался адвокатской практикой и даже стал гласным от партии эсеров в Московской городской думе. Литературная и преподавательская карьера складывалась также очень удачно: в 1920-1930-х годах он преподавал в театральных студиях и вузах, работал зав. литературной частью МХАТа, общался с виднейшими деятелями культуры того времени: Станиславским, Вахтанговым, Немировичем-Данченко, Таировым и многими другими. Его пьеса, написанная в 1937 году по роману Пушкина «Дубровский» (0+), шла на 24 сценах страны.
В 1936 году Виктор Гроссман выпустил книгу «Дело Сухово-Кобылина» (18+; Александр Сухово-Кобылин русский философ и драматург, которого обвинили в убийстве любовницы-француженки Луизы Симон-Деманш. – Прим. ред.). Используя свои знания адвоката и филолога, Виктор Азриэлевич вступил в полемику со своим другом детства, литературоведом Леонидом Гроссманом, доказав невиновность драматурга.
Творчеством спасён
Впервые Виктора Гроссмана арестовали в 1930 году. Тогда заключение длилось всего 20 дней. Второй арест случился в 1938-м.
«Несколько раз Виктор Азриэлевич лишался своих трудов: произведения исчезали после конфискации, и он вынужден был начинать всю работу заново. Но, по его собственному признанию, именно творчество не позволило ему сломаться в самых невыносимых условиях. Так, лишившись всего, в Каргопольлаге он вновь по памяти писал свой роман о Пушкине, читал заключённым блестящие лекции по литературе и театру, поддерживал окружающих», – рассказывает Любовь Николаевна.
После освобождения в 1946 году Москва и Ленинград были для него закрыты. Виктор Гроссман приехал в Вологду и, получив рекомендации коллег-пушкинистов, стал преподавателем литературы в пединституте. Его даже вновь представили к профессорскому званию, но так и не вернули его.
«Продолжилась работа по изучению Пушкина, писал Виктор Азриэлевич и книгу о Горьком. Но все рукописи изъяли при аресте в 1948-м, и ещё 7 лет и сам Виктор Гроссман был «изъят из обращения», – поясняет Елена Титова.
Вернувшись в Вологду в 1955 году, Виктор Гроссман вновь стал преподавателем, вёл семинар по Пушкину для директоров школ, читал лекции в обществе «Знание», и до сих пор есть в Вологде люди, которые вспоминают его удивительные таланты лектора, педагога, литературоведа, драматурга, прозаика. После реабилитации Виктора Гроссмана восстановили в Союзе писателей. К слову, он был одним из учредителей Вологодской писательской организации.
Отношения с Вологдой
Отношение Виктора Гроссмана к Вологде было двояким. С одной стороны, он переживал оторванность от «большой» литературной жизни в столицах, а также разлуку с самыми верными друзьями – адвокатом, театральным деятелем Давидом Постоловым и писательницей Лидией Бать.
«С другой, в Вологде он обрёл счастье личное – жену и дочь, к нему довольно часто приходили молодые литераторы, студенты, Вологда привлекала его спокойствием и стариной», – говорит Елена Титова.
Непросто складывались отношения и с местной интеллигенцией. Человеку его уровня образования и культуры трудно было найти достойных собеседников. Тем не менее вокруг Виктора Азриэлевича сложилось свое маленькое сообщество из журналистов, педагогов, музыкантов, студентов, то есть назвать его «одиноким» тоже было бы неправильно.
В одном из писем Виктора Гроссмана встречается такое описание: «Это обычный северный русский городок, сохранивший на улицах и зданиях следы своей многовековой истории. Здесь есть Кремль, похожий на московский, с такими же стенами, Софийский собор, домик Петра Великого и еще несколько подобных памятников старинной архитектуры. От вокзала к центру идёт магистральная улица и параллельно ей течет речка с выразительным наименованием «Золотуха». Река эта впадает в Вологду посреди города. […] Большинство домов – старые деревянные. […] Можно отыскать следы очень тонкого художественного вкуса в отделке и умного разрешения архитектурных задач».