Новости Вологды Общество

Проект «Солнечные умники» реализуют в Вологде, чтобы развивать и обучать детей с синдромом Дауна



Тайна трисомии

Людей с синдромом Дауна называют «солнечными» за их доброту. Когда-то считалось, что дети с этой генетической особенностью чаще всего появляются у родителей старше 40 лет, что к этому диагнозу могут привести осложнения во время беременности или плохая наследственность.

Современная генетика опровергла эти стереотипы. Дети с синдромом Дауна рождаются и у молодых родителей, и у женщин, чья беременность протекала легко, и у людей с безупречной наследственностью.

У «солнечных» людей 47 хромосом вместо обычных 46. Хромосомы 21-й пары вместо нормальных двух представлены тремя копиями, отсюда и одно из названий синдрома Дауна – трисомия. Дети с синдромом Дауна могут родиться у людей любой возрастной группы и любого социального статуса. Никто не знает, почему так, но во всём мире каждый 700-800 ребёнок рождается с трисомией.

Синдром Дауна не болезнь в общепринятом понимании этого слова, его не лечат, но ребята с таким диагнозом требуют особого педагогического подхода. Вологодский БФ «Во имя добра» имеет большой опыт работы с ними.

Работа в согласии

«Семь лет подряд мы получали субсидию из областного бюджета на проекты по развитию детей с синдромом Дауна, а затем успешно реализовывали эти проекты. Затем мы решили выйти на более высокий уровень – федеральный, так как там больше суммы финансирования, а значит, можно больше детей включить в проект, и больше специалистов. Так возникла идея «Солнечных умников». Проект получил поддержку Фонда президентских грантов», — рассказал Игорь Бараков, исполнительный директор БФ «Во имя добра».

Сумма проекта – 2 млн 379 тыс. рублей. Основное отличие «Солнечных умников» от других программ в этой же сфере – комплексный подход.

«Мы заметили на собственном опыте, что более эффективно работать с детьми с синдром Дауна в системе, то есть когда не только логопед или дефектолог с ними ведёт занятие, а когда несколько специалистов работают согласованно в общем проекте», — пояснил Игорь Бараков.

В рамках проекта «Солнечные умники» ребята посещают занятия сразу по нескольким направлениями: дефектология, логопедия, адаптивная физкультура, музыкотерапия, глинотерапия, занятия арифметикой по программе «Нумикон» и формирование речи по программе «Начинаем говорить» (обе программы разработаны специалистами специально для детей с ОВЗ). Занятия с дефектологом, логопедом, а также по программам «Нумикон» и «Начинаем говорить» идут 2 раза в неделю. Музыка и глинотерапия – один раз в неделю. Адаптивная физкультура – по 10 бесплатных занятиях на каждого малыша. Всего в проекте примет участие 24 ребёнка.

И поём, и лепим

Что такое счёт, навыки речи, работа логопеда и дефектолога представляют все, а вот направления музыкотерапии и глинотерапии не столь известны. Музыкотерапия (или логопедическая ритмика) – это своеобразная форма коррекционного обучения, направленная на преодоление речевых затруднений ребенка и включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. В логоритмических занятиях теснейшим образом переплетаются речь, музыка и движение. Например, занятия начинаются с маршировки, ритм «простукивается» ладошками или ложками и т.д. Такие занятия невозможны без музыкальных инструментов, поэтому фонд на свои средства закупил: клавишные, колокольчики, барабан, ксилофон, ложки, гусли, маракасы и др.

«Мы пробуем разнооборазные формы работы. Прежде всего, это логоритмические занятия, направленные на развитие восприятия, слухового внимания и слуховой памяти, навыков координации крупных и мелких движений, на воспитание чувства ритма и темпа», — комментирует педагог Любовь Марченко

Ребята уже добились определенных успехов.

«Старшая группа очень порадовала своими успехами в игре на диатонических колокольчиках. Впервые у нас получилось играть каждому свою нотку по очереди! И получилась мелодия русской народной песни «Как под горкой, под горой»», — пояснила Любовь Андреевна.

О пользе глинотерапии рассказывает педагог проекта Евгения Рогозкина:

«Почему детям полезно лепить? Через работу с пластичными текстурами, происходит развитие мелкой моторики, а значит и развитие мозга. Образуются новые межполушарные связи, улучшается координация рук, стимулируется речь».

Ребята на занятиях по глинотерапии уже изготовили солнышко, учились работать с красками, а недавно лепили стрекозу.

Подготовка к «пятёркам»

Родители отмечают, что занятия в проекте весьма эффективны: дети успешнее развиваются и обучаются.

«В проектах фонда мы занимаемся 4 года. Посещали занятия педагога Ирины Дубровской, на которых Маша научилась решать примеры, читать отдельные слова. Очень нравились дочери занятия по музыкотерапии. Большую роль в подготовке Маши к школе сыграла дефектолог Вера Модина. Благодаря ей, Маша, когда пошла в 1 класс, то уже она была готова к учебе, и заниматься начала с желанием и радостью. Как придёт домой с уроков, так сразу рвется выполнять домашнее задание на завтра», — говорит Татьяна Коточигова, мама первоклассницы Маши.

Участнице проекта Диане предстоит пойти в школу в будущем году.

«В проектах фонда мы участвуем на протяжении трех лет. Педагог Ирина Дубровская научила Диану считать в пределах 10. К Диане не просто найти подход, но это каким-то образом получилось у дефектолога Веры Модиной. Сейчас они работают в настоящем тандеме», — комментирует мама Дианы Ольга Титова.

По словам Ольги Евгеньевны, у неё долго не получалось усадить дочь за прописи. Это получилось у Евгении Дубровской, художницы и педагога с синдромом Дауна.

«Евгения как-то смогла договориться с Дианой. Этот год, подготовительный перед школой, очень важен для нас. Мы ходим в обычный сад, но куда бы мы пошли готовиться к школе, не будь программы «Солнечные умники», даже не знаю. Другой альтернативы в городе, пожалуй, нет», — говорит Ольга Титова.