«Кружево большой страны» представляет в Вологде Русский музей
Разнообразие художественных традиций представлено на выставке «Кружево большой страны» из коллекции всемирно известного Русского музея, открывшейся в художественном отделе Вологодского музея-заповедника.
Дружба двух музеев – Русского и Вологодского – началась еще в советское время при заведующей художественным отделом ВГМЗ Ирине Александровне Пятницкой, и на протяжении долгих лет сотрудничество продолжается. В 1998 году в Русском музее состоялся совместный проект «Вологодское кружево». Русский музей неоднократно участвовал в выставках вологодского Музея кружева. В крупнейшей коллекции кружева Русского музея особое место занимают изделия вологодских кружевниц. Они узнаваемы практически с первого взгляда: красивые, яркие, отражающие время и личности художников.
Выставка «Кружево большой страны» раскрывает разнообразие художественных традиций кружевоплетения на протяжении трех столетий. Кружево становилось украшением интерьера, дополняло модные и традиционные наряды, присутствовало в богослужебных обрядах. Все это и демонстрирует открывшаяся выставка, на которой представлено 86 предметов из коллекции Русского музея. Это произведения, созданные известными центрами и школами кружевоплетения XVIII – ХХ века.
В экспозиции собраны работы 10 известных отечественных центров кружевоплетения в Ельце, Галиче, Вятке, Бельце, Торжке, Балахнах, Кукарках, Киришах, Рязани и другие. Выставка должна была стать одним из главных событий IV Международного фестиваля «Vita Lace», перенесенного на следующий год в связи со сложной эпидемиологической обстановкой. Тем не менее выставочный проект, который был подготовлен специально для Вологды, состоялся. Русский музей привез предметы, которые дополнили историю традиционного для нашего края ремесла. Часть экспонатов из фондов Русского музея впервые представлена в выездном формате.
Куратором этой выставки стала ведущий научный сотрудник отдела народного искусства Русского музея, кандидат искусствоведения Марина Сорокина. Она более 50 лет занимается изучением кружева, а ее диссертация была посвящена именно вологодскому кружеву.
«Выставка «Кружево большой страны» – настоящий праздник для кружевниц-профессионалов и для любителей этого вида искусства, потому что в одном месте собраны разные изделия, представляющие традиции этого промысла из нескольких губерний, – отметила заведующая художественным отделом Вологодского музея-заповедника Елена Лубенцова. – Эта экспозиция строилась в Русском музее, но не в таком масштабе. Для Вологды произведения отбирались специально в хронологическом порядке, и в каждом периоде куратор выставки Марина Сорокина попыталась найти яркие образцы. Так, например, к нам приехала скатерть нашей мастерицы Виктории Ельфиной с нехарактерным для вологодских традиций орнаментом – мы впервые увидели эту уникальную работу».
Выставка разместилась в двух залах художественного отдела, где до создания Музея кружева располагалась постоянная экспозиция, посвященная традиционному вологодскому ремеслу. Сегодня кружево на время вновь вернулось в это музейное пространство.
Выставочный проект представил не только вековые традиции кружевоплетения, но и традиционный костюм. Здесь можно увидеть яркие рязанские наряды с цветным кружевом, уникальные воронежские костюмы, в которых рукава рубах украшены черной миниатюрной вышивкой и численным кружевом – «фарботами», на манер михайловского кружева, а также наряды Арзамасского уезда Нижегородской губернии. Частью богатого городского женского наряда конца XVIII – начала XIX века был уникальный предмет, не имеющий аналогов в других музеях – головное полотенце с кружевным узором из двуглавых орлов на концах.
Один из разделов выставки посвящен важнейшей части свадебного убранства – подзорам (краям свадебной простыни), украшенным в соответствии с местной традицией. Особую гордость коллекции Русского музея составляют и кружевные концы полотенец конца XVIII – начала XIX веков.
Конечно, одно из центральных мест на выставке отведено вологодскому кружеву. Представлены изделия XIX-XX веков, среди них уникальные произведения известной вологодской мастерицы Софьи Брянцевой, потомственной кружевницы, обучившей вместе с матерью, основоположницей вологодской манеры кружевоплетения Анфией Брянцевой этому искусству более 800 местных жительниц. В Вологде, к сожалению, не сохранилось ее работ, но в фондах Русского музея имеются ее изделия, которые можно увидеть на этой выставке. Кружева в исполнении Брянцевой (1880-е годы) отличаются особым стилем и изяществом – они сделаны из черного шелка и дополнены мотивами из цветных ярких нитей. На концах галстука в овалах помещены приземистые женские фигурки в широких юбках, возможно, скопированные с народной вышивки на концах полотенец.
В начале ХХ века кружевниц уже готовили в профессиональных школах и училищах, которые выпустили тысячи мастериц. Этот период в истории ремесла отражает редкое изделие работы учеников Учебного комбината промкооперации им. В. М. Молотова в Ленинграде, а также композиции, созданные в Вологодской профтехшколе, которая славилась умением отражать в кружеве важные события современности. Например, учащаяся школы Ия Афиногенова в конце 1930-х годов выполнила занавес с изображением стен и башен Московского Кремля на фоне лучей солнца.
История советского периода нашла свое отражение в образцах кружевных изделий, выполненных для крупных художественных выставок – от юбилея Сталина до «Советской России», открывавшейся каждые пять лет к очередному съезду КПСС.
Одним из ярких экспонатов выставки стал огромный занавес «Дымковская игрушка» (1967 год) Зои Вараксиной – пример того, как сюжеты известного на вятской земле игрушечного промысла отражены в кружеве.
Последняя часть выставки посвящена кружеву конца ХХ века, здесь можно увидеть скатерти и панно 1980-х – изделия, над которыми работали целые бригады кружевниц. Чаще всего такие изделия готовили к крупным всесоюзным выставкам.
Выставка будет работать до 17 октября в художественном отделе Вологодского музея-заповедника по адресу: г. Вологда, ул. Сергея Орлова, 15.