Моноспектакль Дмитрия Маклякова «Высоцкий. Жизнь без сна» отметил 10-летний юбилей
Владимира Высоцкого не стало больше 40 лет назад. Кажется, мы знаем о Поэте и Артисте практически все. Смотрим документальные фильмы, записи спектаклей и концертов, читаем многочисленные книги и публикации.
Снят даже художественный фильм о нем. Но интерес к личности и творчеству Высоцкого не ослабевает. Подтверждение этому – авторский моноспектакль артиста, режиссера, музыканта Дмитрия Маклякова «Высоцкий. Жизнь без сна» в Камерном драматическом театре, неизменно популярный у зрителей. Спектаклю в этом году исполняется 10 лет.
Интерес к песням Высоцкого у Дмитрия Маклякова возник еще в детстве. В 90-е годы, пока его ровесники заслушивались модными тогда «Кино» или «Ласковым маем», Дмитрий разучивал песни Высоцкого.
Позже его поразил малоизвестный текст Высоцкого «Дельфины и психи. Записки сумасшедшего». Выдержки из этого произведения стали тем «цементом», который скрепляет фрагменты «Романа о девочках», письма и, конечно, песни Высоцкого.
В спектакле нет строгой биографической канвы, он как бы вольно сплетен из произведений на разные темы. Вот картинки из лечебницы, где мучается герой, просит не вкалывать ему сильные успокоительные, вот Колька Коллега из «Романа о девочках» прощается со своей юной возлюбленной Тамарой перед тюрьмой, говорит, чтоб не ждала. А она и не собирается ждать, ибо давно уже в Москве да и в России «девушки любили иностранцев». Вот омерзительный отец Тамары Максим Григорьевич, в прошлом конвоир, хвастает артисту Саше Кулешову, как «держал» в тюрьме самого Тухачевского, а вон и таганский Гамлет смотрит на зал, который затих, когда он вышел на подмостки… Между этими сценами – песни, самые любимые, знаменитые, которые Дмитрий Макляков исполняет с полной самоотдачей: «История болезни», «Охота на волков», «Баллада о детстве», песни из военного цикла, и, конечно, «Кони привередливые».
Перед зрителем вырастают картинки послевоенной Москвы, с голубятнями, лихими парнями с финками, коммунальным нелегким бытом и своими дворовыми понятиями о чести, со своей географией: 1-я Мещанская, Большой Каретный, Малюшенка… Больница, одна из многих, в которой довелось побывать Владимиру Семеновичу, и врачей уговаривать, и кричать от боли, и упираться в стены… А есть еще стены невидимые, но непроходимые, как те, в которые бился поэт со своими письмами-просьбами о разрешении легализовать его творчество в соответствии с советскими законами.
И, конечно, встают образы фронтовиков, которых еще недавно было так много – а теперь вместо них 9 Мая по городам и селам России плывут портреты. Приметы эпохи, атмосфера времени, только в словах Высоцкого спетых, сказанных голосом Маклякова, окрашенных его мимикой, и жестами, и душой. Оказывается, это может быть так же зримо, как самый полноценный художественный фильм.
Спектакль сильный, суровый, «мужской» по тематике, но в конце встают все зрители – и женщины и мужчины. Финальную овацию Дмитрий Макляков посвящает Высоцкому, образ которого он, как маг, вызывает на этом спектакле.
Спектакль пережил свое первое 10-летие. Его видели и в Европе, и во многих городах России, на разных фестивалях он получал награды. Но биография спектакля не завершена. Он востребован зрителями. Высоцкий не кончается.