Выставка Культура

«Зимним пейзажем» Константина Кандаурова предлагает полюбоваться проект «Арт-мозаика»



Первые месяцы года были морозными и снежными – настоящая русская зима! И поэтому в проекте «Арт-мозаика» предлагаем полюбоваться работой Константина Кандаурова «Зимний пейзаж».

«Исследуя фонды научно-вспомогательного материала, к которым музейщики обращаются не так часто, мы неожиданно открыли, что в собрании галереи есть редкая, не публиковавшаяся ранее живописная работа малоизвестного автора Константина Кандаурова, датированная 1917 годом», – рассказали в областной картинной галерее.

Эта небольшая жанровая сценка, написанная чистой, звонкой темперой, изображает зимний загородный пейзаж, на первом плане которого художник поместил фигуры двух молодых людей: парня, сидящего в санях, и девушку, которая везет эти санки на длинных ременных постромках. Фоном для этой забавной сценки стал удивительной красоты вид, открывающийся с заснеженного пригорка на засыпанную снегом деревеньку, чуть поодаль которой, за небольшим леском, виднеется шатровый куполок деревянной часовенки и лента заледеневшей реки, опоясывающая гору. Выполненная в стилистике наивного «лубочного» искусства, эта работа, рожденная более чем сто лет назад, поражает и сейчас своим особым виденьем мира – чистым, открытым, жизнеутверждающим.

Ее автор Константин Васильевич Кандауров (1865–1930) оказался действительно малоизученным художником, зато личностью слыл неординарной. Выходец из дворянской семьи Екатеринослава, он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества с 1880 по 1885 годы, но так и не окончил его. Жил в Москве. Более известен как театральный художник, коллекционер и деятель искусства. Был дружен со многими известными представителями художественной жизни Москвы и Петербурга первой трети ХХ века, начиная с Алексея Толстого и Александра Бенуа и заканчивая Николаем Сапуновым и Сергеем Судейкиным.

Нередко Кандауров бывал в Крыму, где гостил у Максимилиана Волошина одновременно с Константином Богаевским. Домочадцы Волошина, указывая на мастерскую, где работали, а часто и отдыхали оба художника, говорили: «Да у нас там Кости лежат». Редкие станковые произведения Кандаурова выполнялись в технике темперы или акварели, занимался он и деревянной скульптурой. Близкие друзья, а среди них известные художники, которым Константин Васильевич бескорыстно помогал всю жизнь, запомнили его человеком, умеющим радоваться простым вещам с какой-то детской непосредственностью, что делало мир вокруг него свежее и ярче. «Улыбка, кажется, не сходила с его лица, синие глаза светились радостью», – так писала о Кандаурове Юлия Оболенская, жена и преданный друг художника, называя его солнечным человеком.

Не это ли светлое ощущение мира заставило светиться и произведение художника, даря нам через столетие радостное ощущение от встречи с настоящей русской зимой, воспоминания о ярких зимних праздниках.

*** «Арт-мозаика» – совместный проект cultinfo и Вологодской областной картинной галереи, чья коллекция насчитывает более 40 тысяч произведений искусства. В рамках проекта мы рассказываем о самых интересных, самых известных и других «самых» картинах одного из крупнейших региональных художественных музеев.