Выставка графики Анатолия Наговицына, посвященная 100-летию со дня рождения художника, работает в Мастерской Пантелеева
Имя Анатолия Терентьевича Наговицына, заслуженного художника России, навсегда вписано в историю вологодской культуры. В 2021 году исполнилось 100 лет со дня рождения этого известного череповецкого мастера книжной гравюры и экслибриса.
Он родился он на Вятской земле, но стал поистине вологодским художником, создал уникальную коллекцию графики, посвященной людям и городам Вологодской области. На юбилейной выставке «Образ Русского Севера» в Мемориальной мастерской А.В. Пантелеева представлено более ста графических листов мастера.
В 1963 году художник переехал в Череповец из Нижнего Тагила, где работал после окончания Ленинградского высшего художественно-промышленном училища им. В. И. Мухиной. Человек, много повидавший в жизни, зрелый мастер, здесь он буквально пережил свое второе рождение. До переезда на Вологодчину Наговицын работал в основном в линогравюре. В экспозиции представлены ранние уральские пейзажи художника из серии «На берегах Вятки» (1962–1964).
В Череповце он осваивает разнообразную технику – офорт, цветной офорт, акватинту, сухую иглу, мягкий лак. Обращается к характерной для старого русского искусства сложной и трудоемкой резцовой гравюре на меди. Своими руками делает станки, инструменты, все необходимые принадлежности – стремится изучить не только методы, но и ремесленную часть работы русских мастеров. Так, в листе «Металлургический завод» (1968) он использует все градации красного тона – от багрового до золотисто-розового, благодаря этому и домны, и небо кажутся исполненным напряжения. В других случаях цвет создает у него впечатление интимности – воссозданные им череповецкие новостройки «населены», обжиты, согреты светящимися окнами («Наш двор. Череповец», 1966). Вводя в гравюры цвет, художник старается добиться этим известной романтичности, ощущения приподнятости происходящего. Череповецкие мотивы составили большую серию его станковых гравюр: «Череповецкий порт» (1964), «Череповецкий металлургический» (1969), «Революционные памятные места Череповца» (1970).
В эти годы формируется и образ Русского Севера в творчестве мастера. В лучших гравюрах серии «Вологодская старина» ему удается передать эпический дух и талант русского народа («Северо-западная башня Вологодского кремля», 1966; «Крестовая церковь Вологодского кремля», 1966). Гравюры этой серии отличаются эмоциональной окрашенностью их настроения, идущим от них человеческим теплом. Наговицын старается не отрывать памятники архитектуры от их естественного окружения, большую роль отводит пейзажу, который является эмоциональным ключом композиции («Вечер над Вологдой», 1966).
Кроме станковых гравюр художник занимался искусством книжной иллюстрации. Свои первые книги Наговицын оформил для Кировского издательства на рубеже 1950–1960-х годов. Наиболее интересны книжные работы Наговицына для Северо-Западного книжного издательства в 1970-х годах: оформление книги Б. Шергина «Гандвик – студеное море» и В. Малкова «По земле вологодской». Здесь использованы традиционные элементы книжного искусства – гравюры на обложке.
Значительное место в творчестве Наговицына занимает экслибрис. Им выполнено около 300 книжных знаков, каждый из которых – произведение искусства. Он изготовил экслибрисы для Михаила Шолохова, Леонида Утёсова, Леонида Рахманова и других известных людей. Книжные знаки Наговицына вошли в антологии отечественного и европейского экслибриса XX века, они экспонировались в Японии и Германской Демократической Республике, в Болгарии и Финляндии, в Польше и Италии. Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галереи, художественных музеях Кирова, Львова, Омска, Смоленска, Дрездена и Лейпцига. Основное собрание работ художника находится в Вологодской областной картинной галерее, Череповецком музейном объединении, представлено в краеведческих музеях Вологодской области, а также в частных собраниях в России и за рубежом.
Выставка Анатолия Наговицына «Образ Русского Севера» открыта для посещения до 27 февраля. Адрес Мемориальной мастерской А.В. Пантелеева: г. Вологда, ул. Козленская, д. 4.