Бизнес Новости Тарнога Общество

Рванем в Тарногу? Отдаленный сельский район опередил Вологду и Череповец по уровню развития малого бизнеса



Слово «бизнес», как правило, вызывает ассоциации с чем-то большим, масштабным, размашистым. И даже сопутствующее прилагательное «малый» не избавляет нас от этого рефлекса: бизнес воспринимается как что-то сугубо городское, трудносовместимое с понятием «село». 

Между тем негласным лидером Вологодчины по удельному весу малого бизнеса являются отнюдь не крупнейшие города региона, а муниципальное образование, в котором вообще нет ни одного городского жителя, поскольку здесь даже райцентр – село! 

Речь о Тарногском районе. По данным регионального управления статистики, на 10 тысяч человек населения здесь приходится свыше 540 субъектов малого и среднего предпринимательства, где трудоустроено чуть меньше половины всех работающих тарножан. Для сравнения: в Вологде на 10 тысяч населения приходится 450 малых предприятий, где работает 30 процентов работающих горожан. И это второй после Тарноги результат в Вологодской области: повсеместно дела обстоят значительно хуже. Даже в экономической столице региона – Череповце – на 10 тысяч жителей зарегистрировано лишь 350 субъектов малого и среднего предпринимательства, а удельный вес тружеников этой сферы по отношению ко всем работающим череповчанам не дотягивает и до 25 процентов. 

Что касается антилидеров рейтинга, то и тут не обошлось без сюрпризов. Как оказалось, два последних места в списке занимают «столичные» районы – Череповецкий и Вологодский. В Череповецком районе на 10 тысяч жителей приходится лишь 195 малых предприятий, а в шумно рекламирующем себя Вологодском районе – и вовсе 168 (последнее место в области).

В чем же причина «тарногского феномена»? Похоже, здесь воочию материализовалась парадоксальная формула «Чем хуже — тем лучше». Отвратительное транспортное сообщение с другими регионами превратило Тарногский район в своеобразный обитаемый остров, где людям приходится рассчитывать прежде всего на себя. Отсюда и упор на малый бизнес, как наиболее динамичный и самостоятельный сектор экономики. 

Впрочем, если брать за основу стандарты, сложившиеся во многих других странах, то даже «тарногский коэффициент» кажется карликом среди баскетболистов. К примеру, в США доля работающих в малом и среднем бизнесе достигает 56 процентов, в Японии – 59 процентов, а в Китае – рекордных 67 процентов от всего экономически активного населения.