«Что тебе надо, грешный человече?..» Война и любовь в монодраме «Живи» на сцене Дома актера
Спектакль «Живи. Оправдание души» – режиссерская и актерская работа Надежды Галанцевой, актрисы Вологодского драматического театра. Премьера его состоялась осенью прошлого года, но автор шла к этой постановке много лет. Повесть Валентина Распутина «Живи и помни», рассказывающая трагическую историю о войне и любви, трогает глубиной и силой чувства, а героев, совершающих роковые поступки, трудно и оправдать, и осудить… Андрея, прошедшего четыре года войны, после ранения вопреки ожиданиям не отпускают съездить домой. Не в силах противиться желанию побывать на родине и увидеть жену, он уезжает самовольно, став дезертиром. А Настёна, узнав, что муж рядом, не колеблясь принимает его, понимая, что оба они теперь изгои…
«Любовь к этой повести Распутина не отпускает меня со времен студенчества, – признается Надежда Галанцева. – Учась на пятом курсе академии театрального искусства в Петербурге (сейчас это Российский государственный институт сценических искусств – прим. авт.), мы с однокурсником ездили показываться в театр «Et Cetera» Александра Калягина, и для показа я выбрала фрагмент повести, где Настёна сообщает мужу о своей беременности. Потом я несколько лет пыталась найти партнера для этого спектакля среди вологодских актеров – изначальный замысел был сделать эту постановку на двоих».
Подготовить инсценировку пьесы взялась драматург Инна Гридина, с которой Надежда познакомилась на конкурсе современной драматургии «Ремарка», проходившем в Вологде. Однако от идеи сделать постановку на двоих драматург и актриса со временем отказались, тем более что партнера найти не удалось: «Кто-то сразу, читая материал, говорил: «Это не я», с кем-то не сложилось из-за большой занятости в театре. Так постепенно родилась идея моноспектакля», – рассказывает Надежда Галанцева. Инна Гридина предложила новую версию инсценировки: спектакль должен был начинаться с гибели героини, за которой шло расследование. «При прочтении идея мне понравилась, но начав репетировать, я поняла, что «не совпадаю» с такой трактовкой, и стала писать сама, – вспоминает Надежда. – Но название осталось, придуманное Инной, – «Живи. Оправдание души».
Лейтмотивом спектакля стала идея оправдания человека, которого ведут по жизни любовь и верность. Настёна, толком не знавшая счастья, стремится прожить жизнь в соответствии со своими представлениями о долге, – создавая этот образ, актриса делает свою героиню наивной, трогательной и одновременно сильной. В ее эмоциональных монологах звучат и обида, и сомнения, и непоколебимая вера в то, что всё в ее жизни «будет, как надо», только бы муж вернулся с войны. Но когда он вернулся совсем не так, как ей мечталось, она становится с ним на один путь, понимая, что он ведет в никуда.
Повесть Распутина «многофигурная», населена многочисленными второстепенными персонажами, и это необходимо показать даже в моноспектакле. Надежда Галанцева показывает их выборочно, но убедительно. Муж и свекор предстают перед зрителем почти «в полный рост»: Андрей напряженно спорит с самим собой, решаясь на побег из госпиталя, а Михеича, который безуспешно пытается выведать у невестки правду, становится жалко… В некоторых эпизодах герои повести «отражаются» в Настёне: например, в сцене знакомства с родителями мужа робкая улыбка мгновенно гаснет на ее лице, и видно, что молодая не очень понравилась свекрови и сама заметила это.
Музыкальное оформление спектакля разнообразно: знакомые мелодии «Прощания славянки» и «Рио-Риты» создают атмосферу военного времени, но лейтмотивом становится духовный стих «о грешном человеке». Использовать эту музыку посоветовала актрисе вологодский фольклорист Анна Беженарь. Единственной декорацией к спектаклю стала простая деревянная скамья, которая по ходу действия превращается и в стену дома, и в узкую «тропинку», по которой идет героиня, и в лодку, с которой она заглядывает в бездну Ангары…
Спектакль «Живи» идет на сцене Дома актера уже несколько месяцев, и, как признается Надежда Галанцева, от взаимодействия с публикой постоянно меняется. Очень тронула эта постановка зрителей в Кириллове: жителям маленького города, очевидно, эта история оказалась особенно близка. Реакция зрителей на сценическое прочтение повести Распутина убеждает, что тема судьбы, поломанной войной, близка и понятна многим.
Следующий показ спектакля «Живи. Оправдание души» состоится на сцене Вологодского Дома актера 18 марта.