Культура Общество

Съемки мистической драмы «Прорицатель» стартуют в Вологде



Первая съемка картины «Прорицатель» запланирована на 12 октября. По замыслу вологодского режиссера Владислава Калашникова, первая сцена картины разворачивается в 1918 году в Харькове. Роль украинского города доверили «сыграть» стене в Вологодском кремле. Сцены первого эпизода снимут в Консисторском дворике и в помещениях Горне-Успенского монастыря, затем события перенесут зрителя в Вологду XIX века.

Это вам не Голливуд

Саму сюжетную линию член Союза кинематографистов России Владислав Калашников держит втайне. С 1995 года на телевидении, в кинематографе и Вологодской епархии он работает над темой духовного наследия нашего края. Так родилась идея создания фильма о юродивом, жившем в XIX веке в Вологде и обладавшем даром прорицателя.

— Монахини Горне-Успенского монастыря попросили меня найти могилу блаженного Александра Воскресенского, — говорит режиссер. — Я не знал, кто это, и стал собирать сведения по архивам. Личность оказалась незаурядная.

Сценарий Владислав Калашников написал при финансовой поддержке Министерства культуры РФ. Фильм основан на реальных событиях, но в нем есть место вымыслу, как в любой художественной картине.

— Мне уже предлагали переделать сюжет, сделать его «голливудским», например, норвежцы хотели выкупить сценарий. Но продать идею фильма крупным компаниям значило бы потерять его для Вологды. Я не хочу идти этим путем и решил во что бы то ни стало снять фильм в Вологде, потому что ценность проекта для области — особенная.

По зову души

Первые кинопробы для массовых сцен в фильме прошли в конце сентября. По словам режиссера, отобрали уже около 100 человек, а в массовке будет задействовано чуть более 40 актеров. Кто будет играть главного героя, пока неизвестно: предстоит кастинг из двух профессиональных и одного непрофессионального актера.

— Это не любительский фильм, но и не профессиональный, — говорит Владислав Калашников. — Нечто среднее. Часть ролей у нас играют актеры без образования, подобранные по принципу соответствия типажа. Сценарий крайне прост, все справятся. Роли массовки подчас в такой картине важнее, чем первые герои. На сегодня прием актеров закрыт, в том числе детей, их предлагают с радостью, но уж очень много.

Надо сказать, вологжане чаще приводили на кастинг своих детей, нежели хотели попробовать себя. Например, Екатерина Абозянская хотела видеть среди представителей семьи главного героя, дьякона Александра, своих детей.

— Я сделала удачный кадр супруга с детьми и отправила режиссеру, — улыбается Екатерина. — Он рассмотрел нашего папу и сказал безапелляционно: «Папу берем!». Потом увидела, что будет кастинг на роль монахинь, говорящих в кадре. Мне так захотелось попробовать! Подумала, что хоть спиной к камере, в массовке, в черных одеяниях, но все же попаду в историю кинематографа.

На пробах Екатерина чувствовала себя комфортно, потому что заранее выучила текст. Режиссер и оператор оказались весьма располагающими к себе людьми.

— Нам сказали: «Меньше игры, будьте собой!», и я совершенно не волновалась, — признается девушка. — Монахиней я так и не стала. Но мне нашли целый эпизод, да еще и лицом к камере! Сначала подумала, что режиссер меня жалеет и ищет хоть какое-то место. Я даже спросила об этом. Но мне ответили: «Образ четкий. Просто вы слишком «немонахиня», а дворянская барышня европейского типа».

— Что чувствуют и ощущают люди, которые оставили жизнь мирскую ради монастыря? Что привело их к этому? — говорит вологжанка Елена Цедова, которой год назад посчастливилось сняться в фильме «Обитель» (16+). — Режиссер организовал для будущих актрис в картине «Прорицатель» встречу с послушницами Горне-Успенского монастыря. Монахини рассказали об укладе жизни и главном герое фильма — Александре Воскресенском. Все они спокойные, смиренные, простые… Именно такой образ нам нужно было показать на кинопробах…

«В нашем городе снимали много, но в основном не вологжане: «Мелкий бес» (16+), «Целуются зори» (0+), «Дядюшкин сон» (12+) и другие картины. На Вологодской земле было всего три режиссера, которые снимали именно художественные фильмы: вологжане Аида Манасарова и Георгий Васильев, тотьмич Валерий Чиков. Манасарова в Вологде ничего не снимала, Васильев снял немой фильм «Личное дело», Чиков — короткометражку «Красный обоз» (12+) по рассказу Василия Белова», — рассказала киновед, член Союза кинематографистов РФ Татьяна Канунова.
Независимое кино

Картина «Прорицатель» станет инди-фильмом (от англ. independent, что значит «независимый»). Такое кино, как правило, производится вне индустрии, часто имеет ограниченный бюджет, но зато в полной мере отражает задумку автора.

Владислав Калашников участвует в нескольких конкурсах с призовыми фондами, будет претендовать на грант Правительства области на сумму в 500 тыс. рублей. В поддержку проекта — письма от Союза кинематографистов РФ, РПЦ и других организаций.

— В бюджет фильма заложены зарплата актерам, включая массовку, аренда и пошив костюмов, аренда бутафории, мест съемки и т. д. Киносъемочная и звукозаписывающая аппаратура хорошего класса у нас есть. Я и вся съемочная группа работаем бесплатно. У нас есть на чем заработать, кроме этого фильма, — подчеркивает режиссер.

В съемочную группу вошли члены Вологодского представительства Союза кинематографистов РФ и начинающие специалисты. Присоединился к группе и режиссер, лауреат Госпремии РФ в области кино Михаил Макаров. Оператор картины — вологжанин Алексей Романов, известный горожанам по работе на телевидении и участии в других проектах.

— Мне интересны идеи Влада Калашникова, мы не раз с ним работали, и у него есть чему поучиться, — признается Алексей. – Вообще, меня давно привлекает тема кино и желание каким-либо образом поучаствовать в его создании. Фильмы мне еще не доводилось снимать.