Исследователи из Оксфорда, Берлина и ведущих российских вузов примут участие в Международной конференции в Кириллове
Международная научная конференция «Литургия в Восточном христианстве: практика, пространство и теория» пройдет в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике 1–3 октября при поддержке международного журнала «Scrinium. Journal of Patrology and Critical Hagiography».
С докладами выступят исследователи из ведущих научных институтов России и зарубежья: из Оксфорда, Кембриджа, университета Упсалы, Каирского университета, Берлинского университета Гумбольдта, Санкт-Петербургского государственного университета, Высшей школы экономики, Библиотеки Академии наук, Института истории Академии наук и др. Язык конференции – английский.
Программа:
1 октября.
Открытие конференции.
М. Н. Шаромазов, директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Приветственное слово.
Ева Балицка-Витаковска, университет Упсалы, Швеция. Образцы эфиопских иллюстраций богослужебной поэзии: «Чудеса Мариины» (Теаммыре Марьям) в рукописи из церкви Геннете Марьям (The Ethiopic Illustrated Pieces of Liturgical Poetry: the Miracles of Mary (Täʾammǝrä Maryam) in the Manuscript of the Gännätä Maryam Church).
Секция 1. Христианский Восток
Анна Рогожина, НИУ «Высшая школа экономики», Москва. Влияние коптских агиографических циклов на развитие гимнографии в Египте (The impact of Сoptic hagiographic cycles on hymnographic production in Egypt).
Михаил Лентер Моней, Мюнхенский университет, Германия. Литургические языки ранней Грузии (The Liturgical Languages of Early Georgia).
Хинд Салах Эль-Дин Сомида Авад, Каирский университет, Египет. Святой елей от святых в христианстве: на одном примере из Египта (Sacred Oil of Saints in Eastern Christianity: A Case Study from Egypt).
Микаел Аракелян, Фонд развития исследований Христианского Востока «Четыре реки», Москва. Новообнаруженная армянская рукопись в Астрахани: «Толкования Божественной литургии» богословов Армянской апостольской церкви XIII–XV веков (New Discovered Armenian Manuscript in Astrakhan: ‘Commentaries on the Divine Liturgy’ by the 13th–15th-centuries Theologians of Armenian Apostolic Church).
2 октября.
Секция 2. Византийское богослужение и то, что вокруг него
Владимир Баранов, Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусства, Новосибирск. Богословская полемика в гомилетических и литургических произведениях преп. Феодора Студита (Theological Polemics in the Homiletical and Liturgical Works of Theodore the Studite).
Мария Корогодина, Библиотека Российской Академии наук, Санкт-Петербург. Игуменское богослужение согласно правилам Константинопольского собора 1276 г. (Hegumens’ service according to the rules of Constantinople council of 1276).
Александр Андреев, Кафедра древних языков Санкт-Петербургской духовной академии, Санкт-Петербург. Новые сведения о реформе богослужебно-певческих книг у старообрядцев в XVII-XVIII вв (New Evidence of the Reform of Liturgical Books by Russian Old Believers).
Лора Герд, Санкт-Петербургский институт истории РАН, Санкт-Петербург. Петр Севастьянов и его экспедиции на Афон (1850-е годы): два картона из собрания Французского фотографического общества (Petr Sevastianov and his expeditions to Mount Athos (1850-s): two cartons from the French Photographic Society).
Яна Хоулетт, Кембриджский университет, Великобритания. Жития святых как паралитургическая или внелитургическая практика, с особым вниманием к двум московским текстам (Saints lives as a paraliturgical or extra-liturgical practice, with specific reference to two Muscovite texts).
Федор Веселов, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург. Изображение молитвы перед боем: загадочный рисунок на полях миниатюры лондонского списка Сказания о Мамаевом побоище (Depicting a prayer before a combat: enigmatic marginal drawing on the miniature of the London copy of the Tale of the Route of Mamai).
Василий Лурье, Институт социологии РАН, Санкт-Петербург; Scrinium, Лейден, Нидерланды. Литургический календарь книги Юдифь (The Liturgical Calendar in the Book of Judith).
3 октября.
Секция 3. Продолжение ветхозаветных традиций в христианстве
Любовь Осинкина, Оксфордский университет. Иов на гноище: Образ и слово в литургическом пространстве (Job on the Dunghill: Image and Word in Liturgical Space).
Любица Йованович, Американская публичная университетская система, Чарльзтаун, США. Їѡсифь Прѣкрасни, христианский мистик (Їѡсифь Прѣкрасни, a Christian Mystic).
Сладжана Миркович, Государственный университет Вейна, Детройт, США. Моисей в Страстной седмице (Moses in the Holy Week).
Вадим Витковский, Университет Гумбольдта, Берлин. «Гимны» в новозаветных Посланиях: действительно ли они использовались в литургии? („Hymns“ in the New Testament Epistles: Were they really in liturgical use?).