Пасхальные сувениры вологодского художника Валерия Попова представлены в Кириллове
К празднику Светлой Пасхи Кирилло-Белозерский музей-заповедник представил в одном из залов Архимандричьих келий пасхальные сувениры вологодского живописца, художника декоративно-прикладного искусства Валерия Попова.
Валерий Попов – один из ведущих современных художников-ювелиров Русского Севера. В 1980 году он окончил Уральское училище прикладного искусства по специальности «Художественная обработка металла». По направлению Валерий Попов приехал в Великий Устюг на Кузинский механический завод, где был цех по выпуску изделий народных художественных промыслов. На заводе молодой специалист углубленно изучал традиции северного ювелирного искусства, работал над созданием произведений с перегородчатыми эмалями, постигал особенности живописных усольских и великоустюгских эмалей.
Вологодская (усольская) финифть – это красочная цветочная и сюжетная роспись по белому эмалевому фону. Издавна пользовалась широкой популярностью на Русском Севере. В 1985 году Валерий Попов был приглашен в Вологду ведущим художником на Завод опытных и художественных изделий, где проработал десять лет. Благодаря усилиям мастера была создана группа, художники которой возродили эмалевое производство. Их произведения принесли известность предприятию, художники-ювелиры во главе с Валерием Поповым успешно участвовали в зарубежных выставках-ярмарках в Японии (1990), Сингапуре (1991), Франции (1992), Швейцарии (1993, 1994).
Позднее художник перешел от массового производства к разработке малосерийных и единичных произведений. В основе его изделий – своеобразие и неординарность решения. Валерий Попов использует различные техники и материалы, в его произведениях традиции соединяются с современностью.
Сегодня Валерий Владимирович живет и трудится в Вологде, имеет награды за создание образцов высокохудожественных изделий прикладного искусства, много работает, занимается живописью, активно участвуя в выставочной деятельности. Лучшие ювелирные изделия Валерия Попова, экспонировавшиеся на всевозможных выставках, вошли в состав музейных и частных художественных коллекций нашей страны и зарубежья.
В собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника хранятся три пасхальных сувенира автора: «Святая София», «Преображение», «Успенский монастырь», выполненные в 2010-2014 годах.
Пасхальное яйцо «Святая София» выполнено в технике ажурно-объемной филиграни. Это способ изготовления, при котором декоративные элементы спаиваются между собой без фона, образуя металлическое кружево. Яйцо украшено металлической фигурной проволокой с напаянными зернами и вставкой из финифти с изображением Софийского собора Вологодского Кремля.
Пасхальное яйцо «Успенский монастырь» украшено вставкой из финифти с изображением Успенского собора и примыкающих к нему церквей Кирилло-Белозерского монастыря. Вставка обрамлена металлической рамкой и украшена металлической фигурной проволокой с напаянными зернами. Сверху и снизу яйцо украшено зернью.
Яйцо «Преображение» также изготовлено в технике ажурно-объемной филиграни с хорошо просматриваемым сквозным растительным рисунком. По всему рисунку напаяна мелкая и крупная зернь. Яйцо украшено вставкой из финифти с изображением церкви Преображения Кирилло-Белозерского монастыря. Пасхальные сувениры представлены на специальных подставках, украшенных зернью и растительным орнаментом. Каждый предмет помещен в деревянную шкатулку, обитую внутри красным бархатом.
Пасхальные яйца, выполненные Валерием Поповым, – единичные произведения, в которых сочетаются мастерство колориста, эмальера, искусство ювелира и графика.
Всего в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника хранятся 13 пасхальных яиц, самые ранние из них относятся к X-XIII векам и происходят из археологических раскопок на Белоозере. Яйца-писанки выполнены из глины, украшены росписью. Большая часть собрания пасхальных яиц относится к концу XIX-XX столетий. Они изготовлены из фарфора, глины, дерева, стекла. Среди рисунков – религиозные сюжеты, пейзажи, растительные мотивы.
Пасхальные сувениры Валерия Попова можно увидеть в Кирилло-Белозерском музее до 30 мая.