Культура

Изучаем окна на картинах Джанны Тутунджан в проекте «Птица – Жизнь»



В 2011 году народный художник России Джанна Тутунждан выпустила подборку иллюстраций «Окна», в которую вошли полные света и легкости натюрморты с цветами, преимущественно простыми, но необыкновенно красивыми, в изобилии растущими на столь любимой мастером северной земле. Здесь незабудки и одуванчики, васильки и фиалки, ромашки и купавы. Окно и цветы, стоящие возле него, – лейтмотив многих работ Джанны Тутунджан. Этот образ отождествляется со светом, воздухом, простой жизнью без излишеств и незамысловатыми житейскими радостями. Окно позволяет передать определенное настроение, создать ощущение открытого пространства в живописном произведении, углубить философско-поэтическое содержание картины.

Джанна Тутунджан говорила: «Когда в городе идешь по улице, иногда мысленно убираешь стену, чтобы обозначить ячейку жизни, и представляешь за каждым окном особое существование, получаются:
Клейма нашего бытия:
Будни – праздники,
Горести – радости,
Смерть – рождение…»

В живописи Джанны Тутунджан мотив окна несет весьма существенные образные функции. Во многих работах художника окно служит не только фоном или акцентом композиции, но и выступает как метафора надежды, перемен, шага в неведомое. Этот мотив раскрывает философские представления художника о мире или более конкретную авторскую идею. Окно мы видим в ее живописных произведениях и как центральный образ картины, и как фон на втором и заднем планах художественных работ для подчеркивания и углубления выражения замысла («Сорокоуст», 1988; «Гори ясно», 1976.).

В живописи часто используется мотив окна в фигурном наличнике и с узорчатым, иногда цветным заполнением. С течением времени само присутствие узорчатого окна в интерьере превратилось в своего рода штамп, отсылающий зрителя к эпохе русского Средневековья. Не случайно в одной из своих знаковых работ – картине «Берегиня» – автор представляет символический образ женщины-матери, защитницы, хранительницы домашнего очага в оконном проеме, обрамленном деревянным резным наличником. Это придает изображению не только особый национальный колорит. Торжественная картинность окна, почти совпадающего с форматом самого полотна, заключает в себе большой смысл, не только сугубо живописный, но в какой-то мере и мировоззренческий.

Часто окно предстает метафорой человеческих чувств, знаком мироздания, открывающегося за пределами комнаты. Иногда, зрительно продолжая замкнутое интерьерное пространство, окно оказывается своего рода подспорьем перспективы, как, например, в работе «Несущий свой крест» 1996 года.

Окно в самом общем смысле символизирует шаг в свободную жизнь, и в этом плане оно, как правило, сопутствовало молодости, юности. Не случайно в «Портрете в октябре» 1985 года художник изображает свою дочь, сидящей у окна и мечтательно вглядывающейся вдаль. Окно – это символ света, надежды, любви, открытия мира, будущего.

Сквозь «окно» проходит крайне важная метафорическая линия, связующая ряд важнейших культурных понятий и соответствующих им моментов человеческого существования: окно – око – небо, где оконный проем служит своего рода соединением двух миров, двух реальностей. Окна связывают мир земной и мир небесный и выражают идею вечности. В работе «Матушка, Царица небесная» 1977 года иллюминатор предстает как эмпирическое «окно в мир», оно является знаком мироздания и несет весьма существенную образную функцию.

В творчестве Джанны Тутунджан образ окна очень емкий и насыщенный. Это не только изобразительный мотив и формальный прием, не только метафора реалистической живописи, это способ видеть, чувствовать и понимать стремительно меняющийся мир, в который художник каждый раз открывает новые окна, давая возможность зрителю внимательно вглядеться через них вглубь себя.