На выставке «Окарина – глиняная флейта» в Кирилло-Белозерском музее показана коллекция народного мастера Марины Васильевой
В здании Трапезной палаты Кирилло-Белозерского музея-заповедника открылась выставка народного мастера России Марины Васильевой «Окарина – глиняная флейта». В экспозицию вошли свистковые глиняные флейты, народные костюмы и куклы, созданные в единственном экземпляре.
«Окарина – это духовой музыкальный инструмент, или аэрофон, – рассказала Марина Васильева. – Это сосудообразная свистковая флейта, имеющая замкнутый объем: в отличие от флейт в виде трубки, окарина – флейта в виде сферы».
Свою коллекцию окарин Марина Васильева собирала более 30 лет.
История окарины как полноценного музыкального инструмента началась со второй половины XIX века, однако предыстория у нее древняя. Прототип окарины – глиняная свистулька – появился, когда человек научился обжигать глину и делать из нее различные вещи для своего обихода. География находок свистулек из глины весьма обширна: это Индия, Китай, Корея, Япония, Египет, Македония, Румыния, страны Средней Азии, Африки и Америки. Примитивные свистковые инструменты играли в жизни наших предков значительную роль: их использовали для звукового сопровождения различных религиозных обрядов и праздников, а также как детскую игрушку.
На Руси глиняные свистульки появились не позднее X века. Самые ранние экземпляры обнаружены на раскопках Десятинной церкви в Киеве. Археологические находки свидетельствуют о массовом их изготовлении в древнем Новгороде: там найдены свистульки с двумя игровыми отверстиями в форме капли, птицы или коника. Но особую популярность свистульки приобретают в XIV–XV веках. В Москве при раскопках в устье реки Яузы на территории бывшей Гончарной слободы удалось найти 265 игрушек и их фрагментов XVI – первой половины XVII века.
Украсили экспозицию авторские куклы, созданные мастером. Эти куклы не для игры, они представляют собой объект коллекционирования или предмет интерьера. М.Н. Васильева с точностью этнографа пытается передать не только одежду и внешний облик «черепан» и «белозёр», но и особенности их пластики, движения, мимики. Создавая своих кукол, Марина Николаевна пытается отразить региональные особенности народного костюма и традиционных занятий. Ее этнографические куклы всегда за работой: женщины и девушки прядут, плетут кружева или идут по воду, мужчины плотничают, косят траву или работают за гончарным кругом.
Выставка окарин и кукол Марины Васильевой работает до 5 апреля. Выходной день – понедельник.