«Приходите. Вы мне понравились». Исполнилось 10 лет, как умерла Ирина Сиротинская – близкий друг Варлама Шаламова
Сегодня в Вологде состоится традиционная встреча, посвященная памяти выдающегося писателя и поэта Варлама Шаламова. В этом году она совпадает с десятилетием смерти Ирины Павловны Сиротинской – близкого друга, последней музы и наследницы авторских прав Варлама Тихоновича.
Они встретились 2 марта 1966 года, когда Сиротинская пришла к Шаламову по служебному делу – предложить ему передать на вечное хранение свои рукописи в ЦГАЛИ (Центральный государственный архив литературы и искусства), сотрудником которого являлась.
Она уже читала шаламовские рассказы, ее поразившие, и была заранее предупреждена общей знакомой: «Смотри, он очень резок, чуть что не по нему, с лестницы спустит…». Однако хозяин был галантен, передать рукописи согласился, и разговор быстро перешел в неформальное русло.
«Он ответил согласием на мое предложение относительно рукописей. И я, без всяких предисловий, приступила к главному. Как жить? Этот вопрос его не удивил. Может быть, я была не первой, кто его задавал. Он ответил, что, как сказано в десяти заповедях, так и жить. Ничего нового нет и не надо. Я была чуть-чуть разочарована. И все? И тогда он добавил одиннадцатую заповедь – не учи. Не учи жить другого. У каждого своя правда. И твоя правда может быть для него непригодна именно потому, что она твоя, а не его.
Уходя, я спросила, можно ли его навещать иногда.
Он кафедрально, внушительно, словно ставя мне оценку, сказал: «Приходите. Вы мне понравились». Я ответила: «Вы мне – тоже». И увидела, как суровый викинг вдруг смутился, как мальчишка, и стал неловко подавать мне пальто» (из воспоминаний И. П. Сиротинской «Мой друг Варлам Шаламов»).
Они понравились друг другу, хотя предположить, что встреча круто изменит их жизни, было невозможно. Расстанутся они через 10 лет, но именно ее назначит Шаламов наследницей, передав права на рукописи.
Как известно, Шаламов не приезжал в Вологду после похорон матери в декабре 1934 года, поставив, по собственному выражению, крест на городе своего детства.
Но Сиротинская посетила Вологду в 1968 году и привезла писателю… камень от Софийского собора, Неожиданно для Шаламова это пробудило в нем теплые воспоминания о годах, которые были проведены им в доме возле Соборной горки.
Кстати, во времена его детства горку, где сейчас находится памятник Батюшкову, называли Шаламовской. И называли ее так не в честь отца – известного вологодского священника и общественного деятеля, человека яркого, сложного; и, разумеется, не в честь его младшего сына, – а в честь брата будущего писателя – Сергея – личности по-своему тоже примечательной. Он пользовался огромной популярностью и авторитетом, причем не только среди сверстников: устраивал многодневные экспедиции за рыбой и дичью, считался главным специалистом по доставанию утопленников и, в частности, руководил заливом и украшением этой горки зимой…
Мы не знаем и никогда не узнаем, почему Шаламов так и не доехал до малой родины, но именно в конце 1960-х он начинает работать над созданием «Четвертой Вологды» – произведением удивительной глубины, искренности и красоты в высшем понимании этого слова, книгой, наполненной любовью и светом.
Читая это произведение, читая и другие многочисленные воспоминания о Вологде первой четверти неспокойного XX века, изучая газеты и фотографии тех лет, знакомясь с биографиями людей – известных и совсем уже забытых – мы открываем для себя целый мир – такой похожий и одновременно разительно отличающийся от нашего…
Именно так называется фестиваль, впервые проведенный в 2014 году. В июне 2021 года планируется проведение очередного фестиваля «Четвертая Вологда», который, как хочется верить, станет событием в жизни Вологды и оживит интерес к творчеству великого земляка и к прошлому нашего города и страны.