Общество Происшествия

Не стало «кирилловского» реставратора Александра Яблокова



Ушел из жизни реставратор станковой темперной живописи Александр Яблоков, посвятивший многие годы свой жизни сохранению бесценных предметов из фондов Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Он специализировался на реставрации западноевропейской и древнерусской живописи, выполненной в различных техниках полихромной скульптуры и золоченой резьбы.

Александр Павлович руководил группой Всесоюзного научно-исследовательского института реставрации при работах на реставрации икон, золотой резьбы и чеканного серебряного оклада иконостаса церкви Спас за Золотой решеткой в Московском кремле; иконостаса церкви Преображения в Кижах; икон и иконостаса рубежа XVII — XVIII веков Верхоспасского собора Московского Кремля; реставрация алтаря церкви Святого Духа Бернта Нотке и алтаря со скульптурами церкви Нигулисте Хермена Роде и Иоаханна Стенрата в Таллине.

Его талант был высоко оценен при реставрации иконы «Успение Богородицы» XVI — XVIII веков из притвора Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря; реставрации икон иконостаса церкви Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского музея-заповедника, раки преподобного Мартиниана в Ферапонтове; реставрации икон и иконостаса конца XVIII века церкви Спаса-Преображения и Успенского собора в Белозерске.

Кроме того, Александр Яблоков разработал и внедрил новую форму графической документации, фиксирующей состояние сохранности авторской живописи и качество выполнения реставрационных работ.

«Он работал сутки напролет, чтобы успеть завершить работы к сроку. Постоянными местами пребывания Александра Павловича в 1980-х годах были Кириллов, Ферапонтово и Кострома, — сообщает сайт Кирилло-Белозерского музея-заповедника. — Он общался со всеми на равных, не обращая внимания на статусы и ранги. С каждым находил общий язык и чувствовал себя спокойно в любой обстановке, независимо от того, идет ли он в рваных штанах и кроссовках на босу ногу по деревеньке Родино Кирилловского района, в которой построил дом, или прогуливается в белой бабочке и пиджаке по столичной выставке. Везде он был своим, всюду он был нашим — «кирилловским». Это звание не удаляется по прошествии времени и при пересечении других пространств».

Сотрудники Кирилло-Белозерского музея-заповедника выражают соболезнование родным и близким Александра Павловича Яблокова.