Проект «Беловский октябрь»: Василий Белов и советский кинематограф
Василий Белов пробовал себя в разных жанрах: поэзия, публицистика, этнографические очерки, мемуаристика, драматургия... Не обошёл он своим вниманием и кинематограф. Во многом под влиянием своего близкого друга Василия Шукшина, Василий Иванович написал в 1970-е годы комедийную киноповесть «Целуются зори».
«У нас такой комедии еще не было, смело могу это заявить. И смешно, и грустно, и думать охота», – отмечал Шукшин.
Произведение Василий Белов создавал на протяжении шести лет. Впервые оно было опубликовано в 1973 году в журнале «Аврора». Сценарий киноповести привлек внимание молодого режиссера «Мосфильма», актера Сергея Никоненко. Съёмки фильма проходили в Вологде, главные роли исполнили известные советские актёры – Мария Скворцова, Иван Рыжов, Борис Бабочкин и начинающий актёр – Андрей Смоляков. Премьера фильма состоялась в 1978 году.
«Целуются зори» – это не первое произведение писателя, которое попало на экраны, но первый фильм, в котором Василий Белов выступил как сценарист. Ещё раньше, в 1970 году появился фильм «Африканыч», снятый по повести «Привычное дело», в главной роли – Николай Трофимов, затем был телеспектакль «Плотницкие рассказы» (1973), где роль Олёши Смолина блестяще исполнил Борис Бабочкин. Несколько раз местом съёмок фильмов по произведениям Василия Белова становилась Вологодчина. Кроме «Целуются зори», в нашем регионе снимали короткометражную ленту «Красный обоз» (1989) по рассказу «Скакал казак» и фильм «По 206-й» (1990) по одноимённой пьесе писателя, главные роли исполнили – Сергей Гармаш, Евгения Добровольская и другие.
В 1990 году режиссер Николай Бурляев экранизировал роман писателя «Всё впереди», оператором картины стал Анатолий Заболоцкий, в фильме снимались Борис Невзоров, Владимир Гостюхин, Лариса Удовиченко и другие. На сегодняшний день по произведениям Василия Белова снято шесть фильмов.
Однако сам писатель кинематограф так и не полюбил, считая это искусство синтетическим.
Василий Белов объяснял это так: «Все эти множественные дубли, муторные повторы, чтоб снять какую-то совсем, может быть, необязательную сцену вроде ссохшихся сапог. Эти дубли позднее отбирались, монтировались, их стригли, клеили, переставляли местами. Участвует уйма народу. В такой пестрой обстановке, в атмосфере суеты и всякой возни искусство, по-моему, улетучивается».
Кинокартины по своим произведениям Василий Иванович также не очень жаловал: «У меня юмористическое отношение ко всем этим фильмам, кроме, может быть, телевизионного фильма с Борисом Бабочкиным "Плотницкие рассказы"».
Белову неоднократно предлагали и самому сняться в кино.
Известно, что режиссёр картины «Целуются зори» Серей Никоненко предлагал Белову сыграть в экранизации повести, Василий Шукшин приглашал исполнить роль Матвея в фильме о Степане Разине. Но Василий Иванович всем отвечал категорично: «Я писатель, прозаик, а не актер».
Но как бы Василий Белов ни относился к кинематографу, нам на память остались экранизации его произведений с прекрасными актёрами, подарившими свой облик героям повестей и романов писателя.