Вологодские росписи


На Русском Севере росписи известны с XVII века, широкое распространение они получили в конце XIX – начале XX вв. Строго следуя традициям, народный мастер в силу художественного дара преображал материал, вкладывая в произведения свое представление о красоте и гармонии природного мира.
Росписи служили декором предметов крестьянской утвари, деревенского интерьера: изделие при этом «оживало», дарило радость. В каждой местности сложились свои приемы, техника, своеобразный язык росписи. Сегодня на Вологодчине насчитывается около 20 видов росписи. Приглашаем познакомиться с некоторыми из них.

Глубоковская роспись

Интересный и своеобразный центр народной росписи был на северо-восточной окраине Вологодской области (ныне это Вельский район Архангельской области). Составлял его куст деревень в отдаленных, глухих местах, затерявшихся в лесах северного края. Одна из деревень, где жили мастера росписи, называлась Глубоковка. Именно здесь родилась та орнаментальная роспись, которую исследователи назвали «Глубоковской». Глубоковская роспись богата разнообразными элементами. Это различные по форме «розетки», «бутоны», «завитки», «листья», «точки», «капли», «скобочки». Чаще всего глубоковской росписью украшались предметы интерьера – шкафы, двери, прялки. Если ранние памятники с росписью имели оливково-охристый цвет, то более поздние – насыщенно оранжевый и красно-коричневый цвет.

Гаютинская роспись

Гаютинская роспись была распространена на юго-западной территории Вологодской области, пограничной с Ярославской областью. Это праздничная, нарядная мозаичная графическая роспись с мелким бисерным узором из цветочных розеток, образованных точками и лепестками. В основе композиции – древо-цветок, побег, который завершается плодом с точками-семенами внутри.

Веселый характер росписи придает многоцветие красок – красных, оранжевых, зеленых, голубых, золотых и серебряных оттенков, которые накладываются на густой вишневый, красно-коричневый или охристый фон. Такая роспись присутствовала в основном на прялках. Сокровенная символика гаютинской росписи – символика мироздания и мироустройства.

Современные вологодские мастера украшают мелким бисерным узором сувенирные изделия – шкатулки, солонки, декоративные тарелки, пасхальные яйца, сундучки, чаши, деревянные игрушки.

Шекснинская золоченка

Еще одна яркая, сказочная, «огненная» роспись Вологодского края. До недавних времен шекснинская золоченка относилась к числу малоизвестных росписей. Она бытовала в юго-восточной части Шекснинского района Вологодской области, на границе Ярославской, Вологодской и Новгородской губерний. Местные жители называли ее «золоченкой» за золото узора, выполненного на ярко-красном фоне. Причудливые растения с диковинными листьями, цветами и плодами, на ветвях которых сидит гордая птица с орлиным независимым взглядом, с хвостом, иногда переходящим в растительный орнамент, – основные мотивы шекснинской росписи.

По цветовой гамме и манере письма «шекснинская золоченка» напоминает хохломскую роспись («кудрину»). Узоры Шекснинской золоченки напоминают орнаменты икон и рукописных книг. Золотой цвет росписи в сочетании с черным контуром и красным фоном составляет яркую, контрастную праздничную гамму и созвучен красочному строю древних икон. В технике «шекснинская золоченка» работают и современные мастера. Она прекрасно смотрится на ларчиках, шкатулках, ювелирных изделиях.

Кичменгско-Городецкая роспись

Кичменгско-Городецкая роспись бытовала на пограничье современных Костромской, Кировской и Вологодской областей. Во многих деревнях Кичменгско-Городецкого района предметы мебели и внутренняя отделка домов были украшены сочной декоративной живописью. Выполнялись росписи в свободно-кистевой манере, то есть маховым письмом, что позволяло быстро расписывать большие поверхности. Во второй половине XIX – начале XX века мастеровые из Костромской и Вятской губерний целыми артелями расписывали интерьеры крестьянских домов: заборки, стены, двери, голбцы, а также мебель и предметы быта: шкафы, зыбки, прялки, сундуки. Росписи выполнялись масляной краской без грунтовки обычно на охристых или красных фонах. Основными цветами были красный или бордовый, белый и зеленый. Желтый, синий и черный часто служили в качестве добавочных. Любимым изображением мастеров был лев. В живописных композициях он всегда занимал ведущее место. Лев воспринимался в качестве стража, оберегающего хозяйское добро. Народ ценил силу, мужество и благородство в облике зверя. В Кичменгско-Городецкой росписи были распространены букеты, состоящие из роз, тюльпанов, лепестков цветов и гроздей винограда.

Древнейший символ традиционного народного искусства Русского Севера – Древа жизни – просматривается и в Кичменгско-Городецкой росписи. Ведущий орнаментальный сюжет «цветущая ветвь», одна или несколько, переплетаясь с другими, поднимается вверх и заканчивается мощным «виноградием». «Виноградие» – распространенный символ в культуре Русского Севера, несущий благополучие и богатство. «Виноградия» – так называются поздравительные песни с пожеланиями добра и счастья. Такие песни пели в Вологодской области колядовщики на Святках при обходе дворов с благопожеланиями, а также в свадьбу молодым. Это жизнеутверждающий символ цветения в природе и человеческом житье.

Уфтюгская роспись

Эта роспись получила свое название от села Верхняя Уфтюга (в местном наречии «Ухтюга»), расположенного в 60 километрах от Сольвычегодска, и, как говорят старожилы, в «ста десяти километрах санного пути» от Великого Устюга. Прежде эта территория принадлежала Сольвычегодскому уезду Вологодской губернии. Сегодня Верхняя Уфтюга относится к Красноборскому району Архангельской области.

Изысканность и сдержанность, тонкость и изящество, гармония и пропорциональность элементов, нежные пастельные тона – вот что характеризует уфтюгскую роспись. Ее традиционная композиция – гибкая ветвь, украшенная тюльпанами или «котлами», как их называют местные мастера, плодами и листьями. На ветвях сидят изящные и грациозные птицы, подобные райским. Такая роспись украшала туеса, коробья, прялки, колыбельки, уподобляя убранство горницы райскому саду. Стиль росписи хорошо узнаваем.

Верховажская роспись

Верховажская роспись относится к числу свободно-кистевых росписей, когда мастер наносит рисунок свободными живописными мазками. Если для написания элемента необходимы два или три цвета одновременно, то используют белильную оживку – белильные блики, моделирующие форму изображения. Мотивы рисунка могут быть как растительными (розан, ягодка, тюльпан, листок), так и животными (лев или птицы). Верховажская роспись имеет свои особенности: изображение выполняется без предварительной прорисовки, наблюдается визуальное смешение техник «оживки».


Н. Мартишина

...В каждом дому – сундучок да ларец,
Полочка, блюдце да ларь-кладенец,
Хлебница, короб – для кухни набор,
В разных узорах, что радуют взор!

Роспись Глубоковки, роспись Шексны,
И Верховажья счастливые сны…
Сказки, легенды старинной земли
В росписях Вологды жизнь обрели!

Солнечный лучик в узорах сокрыт,
Каждому взору своё говорит:
Вспыхнет Жар-птицей, закружит цветком…
Лад вологодский, войди в каждый дом!



По мотивам http://cultinfo.ru/