Хронограф Череповца



Проект сайта 35runet.ru

От основания до 1802 года


1321

По преданию, когда еще только дремучие леса были на Череповеси, с Белоозера возвращался на своих лодьях московский купец, позже нареченный Феодосием. Вдруг наступила «великая тьма» (по предположениям, это солнечное затмение в 7 часов 48 минут 26 июня 1321 года). Лодьи налетели на камни. И тут яркое сияние над горой осветило течение реки и возвестило чудо.

Гребцы сняли лодьи с мели и направили их к берегу. В честь чудесного спасения купец срубил часовенку (по иной версии: поднялся на гору и повесил на сосну икону Воскресения). Позднее, «взяв к себе в сотоварищи» инока Афанасия и получив благословение от Сергия Радонежского, Феодосий отправился на «огненную гору».

1360-1362

Монахи, старцы Афанасий, по прозвищу «железный посох», и Феодосий - ученики преподобного Сергия Радонежского, основали Череповецкий Воскресенский мужской монастырь.

1382

Скончался и погребен в Череповецком монастыре преподобный Феодосий. Предание связывает с его именем возникновение села Федосьева (первоначальное название - Клиросское), располагавшееся на месте современной Красноармейской площади.

1392

Скончался и погребен в Череповецком монастыре преподобный Афанасий.

1449

Упоминание Череповецкого Воскресенского монастыря («монастыря в Череповси») в жалованной грамоте князя Верейского и Белозерского Михаила Андреевича.

Воскресенский монастырь возведен на степень архимандрии (сохранял ее до 1707 года) и стал домовым митропольичим, подчиненным непосредственно главе Русской церкви.

1457

Князь Михаил Андреевич приписал к монастырю деревню Матуринскую.

1512

В 70 километрах от Череповца, у впадения в Андогу Малого Ирапа, основана Филиппо-Ирапская пустынь, в декабре 1688 года приписанная к Череповецкому Воскресенскому монастырю. Ее основателем был прославившийся своим благочестием преподобный Филипп Ирапский (в миру Феофил), уроженец Вологодского края.

1592

В Угличе, в Богоявленском монастыре, пострижена в монахини (под именем инокини Марфы) царица Мария Федоровна Нагая, вдова Иоанна IV Грозного. Позднее она была выслана в «место пусто» на Белоозеро - в Никольскую пустынь на Выксе (возле Череповца), располагавшуюся напротив деревни Мякса и затопленную впоследствии водами Рыбинского водохранилища.

1603-1604

В Польше явился Самозванец, объявивший себя царевичем Димитрием. Слухи об этом дошли до Москвы и испугали царя Бориса. Посыльные Бориса Годунова прибыли в Никольскую пустынь на Выксу и увезли инокиню Марфу, мать царевича Дмитрия, в Москву, в Новодевичий монастырь, куда царь ездил к ней вместе с патриархом Иовом. «По другим известиям, - указывает известный историк С.М. Соловьев, - царицу Марфу привезли во дворец, где Борис вместе с женою допрашивал ее. Когда Марфа сказала, что не знает, жив ли ее сын или нет, то царица выругала ее и бросилась на нее со свечою, чтоб выжечь глаза, Борис защитил Марфу от ярости жены.

Разговор кончился очень неприятными для него словами Марфы, что люди, которых уже нет в живых, говорили ей о спасении ее сына, об отвозе его за границу». Затем Инокиня (царица) Марфа была вновь отправлена в Николо-Выксинскую пустынь, расположенную неподалеку от «монастыря на Череповси».

1605

18 июля

После смерти Бориса Годунова (13 апреля) и торжественного вступления Лжедмитрия в столицу (20 июня), для окончательного утверждения нового царя требовалось признание его царицей, инокиней Марфой. В Николо-Выксинскую пустынь за ней был послан великий мечник (звание, учрежденное Лжедмитрием по аналогии с польским), знаменитый впоследствии князь, племянник Василия Ивановича Шуйского - Михайло Васильевич Скопин-Шуйский. Он привез царицу Марфу в Москву 18 июля.

Самозванец встретил ее в селе Тайнинском, где был «узнан» матерью. Марфа была помещена в Вознесенском монастыре, куда царь ездил к ней каждый день.

1606 год

Во время восстания, произошедшего в Москве против Лжедмитрия, его судьба была решена инокиней Марфой, сказавшей, что «сын ее убит в Угличе, а это самозванец». После этого Лжедмитрий был предан смерти.

1610 год

Июль

Боярами низложен и насильно пострижен в монахи царь Василий Иванович Шуйский.

1610 год

Август

Состоялась торжественная присяга московских жителей королевичу Владиславу, который должен был стать государем Руси после принятия православной христианской веры. В это же время многочисленные польские отряды разбрелись по стране и грабили города и селения, вне зависимости от того, присягнули они королевичу Владиславу или нет.

Особую стойкость в борьбе с иноземцами продемонстрировало духовенство. Когда польско-литовские отряды напали на Воскресенский монастырь, то почти все монахи во главе с архимандритом Моисеем Арцыбашевым погибли в бою. Все имущество монастыря было расхищено нападавшими. Разграблению подверглись села и деревни Федосьево, Ильинское, Стефановское, Рождественское, ограбленное население которых вынуждено было скрываться в лесах.

1613 год

Земский собор провозгласил царем всея Руси Михаила Федоровича Романова. Воскресенский монастырь вновь подвергается разорению. Гибнут многие монахи и настоятель Меркурий.

1618 год

Отряды интервентов совершают новый набег на Череповецкий Воскресенский монастырь.

Все эти годы крестьяне монастырских деревень мужественно сражались против иноземных захватчиков. Жители деревни Лихачеве с топорами и дубинами напали на польский отряд, который стоял в районе Абаканово и сжег деревни Пречистое и Слабеево, и нанесли ему значительный урон. Особой храбростью отличался крестьянин Матвей Пушмяк, погибший в одном из боев.

После окончания смутного времени царским указом во владениях Воскресенского монастыря учреждаются ярмарки: Сергиевская (летняя, в честь преподобного Сергия Радонежского) и Федосьевская (зимняя, в честь преподобного Феодосия Череповецкого).

1643 год

Ноябрь

По челобитью архимандрита с братьею дана благословенная грамота патриарха Иосифа на строительство Воскресенского монастыря.

1644 год

Вновь начинает отстраиваться Воскресенский монастырь.

1694 год

В селе Нелазском под Череповцом освящена построенная без единого гвоздя церковь Успения Пресвятой Богородицы.

1699 год

На месте Филиппо-Ирапской пустыни возникает монастырь, просуществовавший до 1927 года.

1702 год

На реке Тырпицы в Судской волости были основаны «железные» (железоделательные) военные заводы, на строительстве которых работали крестьяне и ремесленники села Федосьева.

1708 год

По указу Петра I Череповецкая волость Белозерского уезда вошла в состав Ингерманландской губернии, переименованной в 1710 году в Санкт-Петербургскую.

1712 год

28 мая

Петр I приказывает князю Гагарину с инженерами осмотреть Мстинские пороги, реки Вытегру и Шексну для устройства водной системы, соединяющей бассейн реки Волги с Балтийским морем.

1713 год

На Святой неделе, в субботу, 13 апреля, пожар полностью уничтожил деревянные стены вокруг Воскресенского монастыря, надвратную Покровскую церковь, шатровую колокольню с часами, шатровую Воскресенскую церковь, теплую Троицкую церковь с приделом Сергия Радонежского и трапезной.

1719 год

22 мая

Петр I у Новой Ладоги открыл работы по устройству водной системы: сам лично нагрузил и отвез три тачки земли. Строительство водного пути способствовало превращению села Федосьева в важный торгово-перевалочный пункт.

При образовании провинций Череповецкая волость вошла в состав Белозерской провинции. Впоследствии волость была отнесена к Новгородскому наместничеству.

1721 год

Сооружен фундамент каменной Воскресенской церкви, но из-за отсутствия средств у монастыря, продолжить строительство не удалось.

1731 год

По определению Святого Синода игуменом Череповецкого Воскресенского монастыря становится иеромонах Мирон. Материальную поддержку в обустройстве монастыря оказал ему граф Петр Михайлович Бестужев-Рюмин (его усадьба находилась в селе Луковце, в 10 верстах от Череповца). В 1738 году из Луковца была перенесена деревянная Вознесенская церковь с иконостасом, поставлена посреди фундамента недостроенной церкви и освящена в честь Воскресения Христова.

1752 год

23 января

Епископ Вологодский и Белозерский Пимен дает благословенную грамоту на строительство каменной церкви Воскресения.

1756 год

Февраль

Освящена каменная церковь Воскресения Христова с приделами Усекновения главы Иоанна Предтечи и Апостола Иоанна Богослова.

1757 год

В центре села Федосьева освящена церковь в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

1758-1763 годы

При игумене Феофилакте на Соборной горке крестьянином Ярославского уезда Иваном Федоровым строится двухэтажная каменная во имя Преподобного Сергия Радонежского Троицкая церковь (теплая в нижнем этаже и холодная - в верхнем). Престол в честь Преподобного Сергия был освящен в 1761 году, престол же, посвященный Живоначальной Троице, - только в 1781 году.

1764 год

Череповецкий Воскресенский монастырь упразднен. Церкви превращены в приходские. Монахи распределены по монастырям Вологодской епархии.

1777 год

4 ноября

Указ императрицы Екатерины II, которым повелевается «в Новгородском наместничестве на устье реки Суды, впадающей в Шексну, учредить при Череповском монастыре для пользы водяной коммуникации город под наименованием город Череповец...»

1780 год

Череповец получает статус уездного города в составе Новгородской губернии. В городе открыты магистрат, суд, городническое правление.

1782 год

3 декабря

Утвержден генеральный план застройки Череповца.

1785 год

Учрежден орган местного самоуправления - Череповецкая городская дума.

1787 год

29 (18) мая

В Вологде родился известный русский поэт Константин Николаевич Батюшков (1787- 1855). С 1809 по 1818 годы К.Н. Батюшков с периодическим постоянством проживал в усадьбе Хантоново, расположенной в 33 верстах от Череповца. Усадьба первоначально принадлежала матери поэта - урожденной Анне Григорьевне Бердяевой.

1789 год

Близ Череповца, в селе Рождестве, известном с XV века, на средства местного помещика Николая Диомидовича Панфилова и прихожан заложена и освящена каменная церковь во имя Рождества Христова.

1792 год

Построена колокольня при Троице-Сергиевом соборе. Завершено формирование ансамбля храмов Соборной горки.

1796 год

31 декабря

Указ императора Павла I об упразднении города Череповца с оставлением его «за штатом» и с припиской Череповецкого уезда к Устюжне.

1796-1797 годы

Декабрь-март

Пребывание в ссылке в деревне Коротово Череповецкого уезда княгини Екатерины Романовны Дашковой, директора Петербургской Академии наук и президента Российской Академии наук. О своей жизни в простой крестьянской избе в Коротове княгиня поведала в знаменитых «Записках» (1805 год), изданных впервые А.И.Герценом в Лондоне в 1859 году.

1797 год

13 февраля

Новгородское губернское правление направило в адрес городничего Ф.П. Чекмарева предписание об упразднении городового магистрата и переименовании города в посад.

1797 год

21 февраля

В Череповце состоялось открытие ратуши, содержавшейся на средства купцов и мещан. Выбраны бургомистр и ратманы.

1798 год

Открыто городское Коржавское кладбище (названо по вытекавшей из Коржавского болота речке Коржавке). В центре кладбища была расположена деревянная надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, перенесенная из бывшего Воскресенского монастыря. В 40-е годы XIX века церковь была обращена в часовню. Разобрана в конце 1930 годов.

1798 год

8 октября

Император Павел I утвердил указ Сената «О переименовании посадами городов, оставшихся заштатными, и об учреждении там ратуш». Согласно этому указу Череповец сохранял статус посада, а череповецкие купцы и мещане были оставлены «при своих жилищах, торгах и промыслах беспрепятственно». В посаде была сохранена и ратуша.

1802 год

24 апреля

По высочайше утвержденному докладу Сенат издал указ "О восстановлении заштатных городов разных губерний». В числе восстановленных значился и город Череповец, к которому этим же указом был приписан уезд. В городе возобновилась деятельность всех присутственных мест.

1802 год

10 июня

В Воскресенском соборе были совершены Божественная литургия и Благодарственный молебен в связи с восстановлением Череповецкого уезда. Впоследствии новое «начало города» отмечалось ежегодно, 10 июня, крестным ходом по улицам Череповца.



Главная | Dизайн: web-иdea | иvangoрчakov