Северная чернь

Северная чернь

Уникальный народный художественный промысел чернения по серебру зародился в Великом Устюге более трех столетий назад. Одно из первых сохранившихся документальных упоминаний о великоустюгской черни относится к 1683 году.

Наивысшего расцвета устюжское чернение по серебру достигает к середине XVIII века, о чем свидетельствует тот факт, что великоустюгский черневых дел мастер Михаил Климшин был вызван в Москву для восстановления там черневого дела.

Спустя век, к середине XIX столетия, черневое производство начинает приходить в упадок, а в начале века XX едва существует. Заслуга в деле возрождения искусства северной черни принадлежит Михаилу Павловичу Чиркову, потомственному мастеру черневого промысла. В 1929 году в Великом Устюге создается кооперативная промысловая производственная артель под названием «Экспортная мастерская «Северная чернь», которая в 1933 году преобразуется в крепкую артель «Северная чернь» под руководством Чиркова (в артели числится 13 человек). Позже артель будет преобразована в фабрику (1960), а затем получит статус завода (1973).

Северная черньНа Всемирной выставке в Париже в 1937 году артель «Северная чернь» представила столовый набор из 42 предметов с рисунками по мотивам стихов и сказок Пушкина и получила за него Большую Золотую медаль.

Чернь представляет собой сплав серебра и других варьируемых компонентов, создаваемых в температурном и временном режиме. Соотношение количества каждого компонента было тайной старых мастеров, владеющих ремеслом. Изделия северной черни всегда отличались красивой ювелирной формой, развитой черневой сюжетной гравюрой и высоким качеством соединения черневого сплава с серебряной основой.

Промысел предусматривал изготовление предмета от начала и до конца одним мастером, поэтому процесс был трудоемким, а цены – чрезвычайно высокими. За более чем 300-летнюю историю промысла технологии не поменялись. И сегодня современные мастера изготавливают каждое изделие вручную с соблюдением в технологии основных приемов старинных мастеров.