Усадьба Брянчаниновых

В 2009 году в Вологодской области завершилась реставрация еще одного уникального памятника истории и культуры федерального значения – усадьбы Брянчаниновых в селе Покровское Грязовецкого района.
В январе 2010 года в открывшемся памятнике начал работу культурно-просветительский и духовный центр «Усадьба Брянчаниновых». Сегодня село Покровское – одно из самых популярных туристических мест края. На родину святителя Игнатия Брянчанинова также прибывают православные паломники со всей России.

Усадьба БрянчаниновыхСело Покровское находится в 28 километрах от Вологды. Проезд до Покровского осуществляется по Новой Московской дороге. У знака Винниково – 1 необходимо повернуть направо и проехать 7 километров по дороге до усадебного комплекса. С 1 мая 2015 года возобновлено движение автобусного маршрута № 217 Вологда – Покровское (усадьба Брянчаниновых) – Вологда. Автобус отправляется с автовокзала Вологды ежедневно (кроме понедельника и вторника) в 9.00, 14.00 и 16.00.

Дворянский усадебный дом небольшой: одновременно в нем могут находиться до 40 посетителей. Для удобства гостей усадьбы организована предварительная запись на экскурсионное обслуживание по телефонам: (8172) 72-13-65, 8-921-601-79-17, 8-921-601-79-25.


Прелестное Покровское

История села Покровское тесно связана с родом Брянчаниновых, который ведет начало от погибшего в битве на Куликовом поле боярина Михаила Бренко – оруженосца великого князя Московского Дмитрия Донского. Земли Брянчаниновых в Вологодском, Грязовецком и Кадниковском уездах впервые упоминаются в документах XVII века. Возможно, село Покровское было пожаловано Брянчаниновым за участие в народном ополчении 1611-1612 годов, «за Смоленское сидение и изгнание ляхов».

Усадьба БрянчаниновыхВ 1803 году Покровское с 400 душами крестьян перешло по наследству Александру Семеновичу Брянчанинову, будущему отцу святителя Игнатия. Тогда же рачительный хозяин задумал строительство новой усадьбы неподалеку от сельского погоста, где покоились останки представителей рода.

Считается, что архитектором дома, строительство которого было завершено в 1812 году, был местный даровитый самоучка Александр Сапожников. Однако пропорции его творения были настолько точны и изящны, настолько рациональны, что в наше время ряд исследователей выдвинул версию о том, что дом в Покровском был спроектирован неким столичным архитектором, близким школе Матвея Казакова. В то же время, ученые отмечают сходство в принципиальном композиционном построении усадебного комплекса Брянчаниновых с архитектурными творениями другого не менее известного мастера – Николая Львова.

По воспоминаниям Александры Купреяновой, племянницы святителя Игнатия, известно, что в период расцвета хозяйства (40 – 50-е годы XIX века) в Покровском были многочисленные мастерские – «ткацкие, золотильные, резные, – необходимые для полного комфорта и удовлетворения изысканного вкуса хозяев», маленькие фабрики и громадные хозяйственные службы, псарня, где содержалось более 200 собак, и зверинец – на случай праздничной охоты. Владения Брянчаниновых тогда простирались на 1800 десятин (1965 га).

Последние владельцы усадьбы Владимир и София Брянчаниновы, предупрежденные крестьянами об угрозе ареста, в 1918 году эмигрируют в Чехословакию, бросив почти все свое имущество. Затем они перебираются во Францию, а их дети в 1945 году – в Австралию.

С 1924 до 1990-х годов в Покровском на базе усадьбы находился санаторий для больных туберкулезом «Октябрьские всходы». В этот период главный дом подвергается серьезным перепланировкам, однако в относительно хорошем состоянии до нас дошел лепной декор особняка, а из подлинных элементов – деревянная витая лестница на второй этаж.

Немало усилий по сохранению барского дома, парка и остатков церкви приложил главный врач санатория Александр Павлович Тарасов, взявшийся за переустройство жизни в Покровском и настойчиво хлопотавший о научной реставрации усадьбы.

Ремонтно-реставрационные работы на объекте историко-культурного наследия начались в 1997 году. Проект реставрации главного дома, разработанный архитектором С. Б. Куликовым, был основан на старинных чертежах и зарисовках здания, ландшафтных планах Покровского, семейных архивах и фотографиях Брянчаниновых, а также фотоснимках, сделанных в усадьбе в начале XX века известным искусствоведом Георгием Лукомским. В последние годы значительный вклад в возрождение памятника внесла вологодская реставрационная фирма «Электра» (генеральный директор К. Л. Смирнов).

29 марта 2011 года в Москве авторскому коллективу проекта по сохранению памятника истории и культуры Вологодской области «Усадьба Брянчаниновых» вручена премия правительства Российской Федерации в области культуры.

Дом с мезонином

Александр Семенович Брянчанинов устроил родовое гнездо на новый, европейский лад. Здание напоминает типичный французский загородный дом начала XIX века.

Каменный двухэтажный дом в стиле классицизма объединен одноэтажными галереями с двумя флигелями. Снаружи он кажется небольшим, но на самом деле в нем два этажа и мансарда. В мансарде располагались две большие комнаты – одну, с окнами на село, занимали кабинет и спальня барина, вторую, обращенную в сад, – спальня и будуар хозяйки. Второй этаж был отведен под детские комнаты – всего у Александра Семеновича и Софьи Афанасьевны Брянчаниновых было девять детей. На первом этаже находились гостиная, зал, кабинет, комнаты для гостей, столовая, в которой проходили официальные приемы и семейные торжества, музыкальные, литературные и театральные вечера. Известно, что в Покровское в гости к радушным хозяевам часто приезжали губернаторы и правящие архиереи. В помещениях флигелей жила прислуга.

Особый колорит дому придают лепные украшения фасадов. Атрибуты воинской славы: шлемы, знамена, пики, конские головы – дань ратным заслугам представителей рода Брянчаниновых. Все элементы восстановлены в ходе реставрации.

В одном из писем к своим родным Игнатий Брянчанинов писал: «Хочу вернуться в розовую мечту».

«Розовая мечта» считалась метафорой, но проведенное в ходе научной реставрации исследование колера фасадных стен здания, выявило их исходный розовый оттенок. Выяснилось, что вопреки устоявшемуся мнению, в эстетических предпочтениях начала XIX века интерьеры дома были вовсе не бледные, а имели насыщенные расцветки: кроме розового, здесь присутствуют и другие оттенки – зеленые, жемчужно-серые. При реставрации усадьбы была выбрана краска, максимально приближенная к оригиналу, восстановлены деревянные полы из ценных пород дерева, комнатные светильники изготовлены по старинным образцам в Санкт-Петербурге. Элементы лепного декора – пальметты* – в центральном и самом красивом зале дома – круглой столовой – выполнены вручную.

Кирпичный Покровский храм построен в стиле раннего классицизма в 1810 году. Внутренняя дорожка – не более двадцати шагов – отделяет дом от церковной паперти. На старинных фотографиях церкви видно, что отделка интерьеров храма перекликается с архитектурными формами усадьбы. Это свидетельствует не только о единстве стиля всего усадебного ансамбля, но и о том, что церковь была неотъемлемой частью жизни имения. Глубоко верующие Брянчаниновы регулярно посещали богослужения.

Опеку над церковью в 1990-х годах взяла на себя община вологодского храма Александра Невского. Его священники совершают в Покровском богослужения в день памяти святителя Игнатия 13 мая. Много верующих из Вологды, Грязовца, окрестных деревень собирается здесь ежегодно на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Слева от церкви расположен семейный некрополь. В 2006 году в фамильной ограде появилась могила Владимира Николаевича Брянчанинова. Последний владелец усадьбы скончался во Франции в 1963 году, его прах на историческую родину перевезла внучка Татьяна Ватсон. С 1994 года она ежегодно приезжает в Покровское из Австралии. Тот, кто общался с Татьяной Александровной, отмечают ее особую любовь к родине.

Парк, прошедший сквозь столетья…

Усадебный парк в Покровском – один из немногих дошедших до наших дней образцов ландшафтного искусства XVIII–XIX веков. Планировку парку задают восемь липовых аллей (липы привозились в усадьбы русских помещиков пятнадцатилетними деревьями из специальных питомников, которые завели при Екатерине II московские купцы), геометрические линии которых, пересекаясь, образуют звезду. Парк спускается тремя террасами к югу по склону сужающегося книзу холма. Главная аллея, так называемый «прошпект», начинается от партерной клумбы у южного фасада здания и, переходя в тропинку, тянется через весь парк к пруду, в былое время богатому рыбой. Границу первой и второй террас парка образует линия фруктовых деревьев. В центре средней террасы сохранились земляные валы лабиринта, неподалеку от которого когда-то находился каменный грот, созданный из булыжного камня. В этой части парка преобладают деревья лиственных пород. Нижняя терраса представляет собой широкий луг.

Александра Купреянова так описывала его в воспоминаниях: «В третьей части сада, более открытой для солнечных лучей, помещаются огородные растения – ягоды, плоды и овощи. Здесь же естественной силой напора воды – бьющий фонтан, дающий прохладу и орошение растительному царству. С нагория этой части сада открывается прекрасный вид на близлежащие окрестности и соседние барские усадьбы. В конце сада помещаются обширные оранжереи – для цветов, фруктов и овощей».

В начале июля в Покровском распускаются садовые колокольчики. На несколько дней все пространство верхней террасы парка заполоняют голубые цветы. Садовый сорт колокольчика завез в Россию из Голландии Петр I. Этот двулетник быстро прижился в русских усадьбах и ежегодно дает обильное цветение.

Природа Покровского отличается ботаническим разнообразием, возникшим от векового смешения дикорастущей и культурной флоры. На протяжении многих лет доцент Вологодского государственного педагогического университета Наталья Репина занимается изучением усадебного парка, а его цветочным дизайном – известный вологодский флорист Елена Антипина.

Пройтись по старинному парку приятно в любое время года, но особенно здесь красиво осенью. Вдали от шума городского можно бесконечно долго наслаждаться яркими красками природы, тишиной и спокойствием…

Взгляд в будущее

В усадьбе открыты экспозиции. Усилиями музейных и научных работников, реставраторов, представителей епархии подготовлены для показа исторические документы, архивные материалы, фотографии о жизни села Покровское, о святителе Игнатии, других представителях древнего рода Брянчаниновых. Достойное место занимает и отражение всех этапов научной реставрации усадебного комплекса.

В старинной усадьбе проводятся литературные, музыкальные и театральные вечера, культурно-просветительские программы для семейного отдыха. Будущее обновленного памятника архитектуры обещает быть весьма ярким на события, а значит и интересным для вологжан.