Каждый ребёнок в чём-то талантлив. Когда к ученикам в классе найдут индивидуальный подход, в этом можно будет убедиться. Но пока школьная система работает на результаты — оценки и общую успеваемость. Эксперты в области образования на круглом столе ФИРО РАНХиГС обсуждают, можно ли детей называть одарёнными, а если нет — то как же с ними работать.
Елена Ленская, директор центра изучения образовательной политики МВШСЭН, старший научный сотрудник Лаборатории анализа общественных коммуникаций РАНХиГС:
Одарённых детей все характеризуют по-разному, это зависит от психолога. Хорошее определение даёт Лев Выготский. В его трактовке это дети, которые в силу генетической предрасположенности демонстрируют успехи в определённой сфере. Но если этой деятельности не будет, их способности определить будет сложно.
Михаил Мокринский, директор Международной школы «Летово»:
Главный вопрос — как обнаружить эту одарённость. Способов — вагон и маленькая тележка. Лично я воспринимаю одарённость как готовность педагогов как можно более разнообразно работать с детьми. Одарённых — бездна. Но есть типы учителей, которые готовы работать только с определёнными учениками.
Александр Ездов, директор школы № 1788:
У взрослых есть некая шкала, которой они измеряют одарённость. Но неизвестно, насколько она корректна. Мы можем определить её в математике и физике, но не умеем узнавать её в каких-то других достижениях, потому что мы сами в них ещё не разобрались.
Позиция, мол, этот одарённый, а этот — нет, на мой взгляд, сильно ущербная. Можно, наоборот, провозглашать лозунги, что все дети талантливы, но это тоже неконструктивно. Этот одарён в футболе, мы взяли, сделали из него футболиста, а потом выяснилось, что ему с этим футболом дальше делать нечего. Или то же самое с математикой. У всех очень разные судьбы.
Тамара Гордеева, ведущий научный сотрудник лаборатории позитивной психологии личности и мотивации ВШЭ:
Я против термина «одарённый», он ложный по определению. Речь идёт о каком-то даре, который якобы дан ребёнку. Это очень сомнительная история, никто наличие этого дара не доказал. Но государству он важен, поэтому и создают специальные программы для одарённых детей. Только тогда под этим словом имеет смысл понимать ребёнка с высокими достижениями, за которыми стоит сочетание трёх качеств: высокий интеллект, креативность и мотивация. У одарённых детей они действительно сочетаются. И, скорее всего, они не заданы природой, а культурно обусловлены.
Елена Ленская, директор центра изучения образовательной политики МВШСЭН, старший научный сотрудник Лаборатории анализа общественных коммуникаций РАНХиГС:
Когда оценивают успех той или иной образовательной системы, принято смотреть на несколько вещей. Во-первых, это показатели, которые хорошо выглядят на международном фоне, и средний уровень обученности населения. Со вторым пунктом у нас явные проблемы — мы по многим шкалам очень отстаём.
Более того, у нас просто появляются неграмотные молодые люди, а это плохо для страны, которая славилась всеобщей грамотностью. И при этом мы не измеряем самые слабые группы, например, мигрантов. В большинстве стран их тоже не учитывают в статистике, но зато предпринимают специальные шаги, чтобы эти группы меньше отставали от всех остальных.
С тем, как мы выглядим на международном фоне, тоже не всё гладко. Последние данные, которые мы получили, свидетельствуют, что от 16% до 20% детей не достигают даже порога грамотности в чтении, математике и основам наук. При этом есть и группа наиболее успешных детей. По идее, в результате наших действий она должна увеличиваться, но она не растёт. Значит, что-то мы делаем не так и вкладываем деньги в заведомо проигрышные предприятия.
И ещё — как только мы начинаем гнаться за успехом одарённых детей, мы начинаем выбирать тех учеников, которых удобно учить, потому что они покажут высокие результаты.
Так в большинстве российских школ появляется трекинг — то, что во многих странах считается категорически неправильной политикой в отношении одарённых детей. Потому что как только появляются слабые классы — туда никто не хочет отдавать детей, туда не идут учителя, соответственно, эти ученики оказываются за бортом.
Михаил Мокринский, директор Международной школы «Летово»:
Тренер по художественной гимнастике или фигурному катанию смотрит обычно на две вещи: физические данные ребёнка и адекватность мамы. Если мама сумасшедшая, значит, ребёнка можно взять — мама будет жертвовать им ради достижения результата. Если мама нормальная, то лучше отправить его на ОФП. В данном случае это — метафора педагогического коллектива.
До тех пор, пока ребёнок не попадает в жёсткие руки профессионалов, идут разборки, как этих детей классифицировать: по целям, по эффективности вложений, по полу. Для меня ключевое — ребёнок рождается в естественной среде. У всех есть очевидные преимущества, которые можно использовать без дополнительного вмешательства. А мы только создаём культурный барьер и медиаторы, через которые он может реализовать себя.
Тамара Гордеева, ведущий научный сотрудник лаборатории позитивной психологии личности и мотивации ВШЭ:
Почти у каждого ребёнка есть родитель, который должен быть основным источником поддержки для него. Школа вторична по сравнению с мамой и папой. Родитель важен везде: и в художественной гимнастике, и в математике, и в литературе. И он может быть буфером, если ребёнок куда-то не попал.
То, как школы выбирают детей, зависит от логики её руководства, и она у всех разная. Дети тоже догадываются, что всегда есть какой-то скрытый отбор. С психологической точки зрения это очень важно понимать.
Тамара Гордеева, ведущий научный сотрудник лаборатории позитивной психологии личности и мотивации ВШЭ:
Из некоторых одарённых детей, победителей международных олимпиад действительно вырастают выдающиеся учёные, а другие заканчивают ничем и совершенно никак не оправдывают лейбл «одарённых детей». Это связано с тем, что некоторые ученики демонстрируют результаты на искреннем интересе от того, что они делают. Это удовольствие и радость очень важно поддерживать, в них основа движения одарённых людей. Но обычно мы ориентируемся только на достижения и результаты. Часто их достигают с помощью жёстких соревнований, конкурентной среды, негативизма. Для детей всё это кончается психологическим неблагополучием, отчаянием и даже психозами и неврозами на всю жизнь. Они могут продемонстрировать блестящий результат, но он будет кратковременным.
Ефим Рачевский, директор Центра образования «Царицыно» № 548:
Я коллекционирую успешных людей, которые были двоечниками в школе. Среди них — Билл Гейтс, Уоррен Баффет, Томас Эдисон. Это очень неудобные люди, «талант покоя не дает». А с сегодняшними первоклассниками тоже произошла какая-то метаморфоза. Они прибегают в школу с безумной жаждой познания. Проходит три-четыре года, и остаются дети с аккуратно поднятыми руками — среди них далеко не все, кто жаждал получить знания в самом начале. А уж если поинтересоваться у десятиклассника, есть ли у него вопросы, он посмотрит на тебя как на идиота. Я беру обычную рядовую школу, где не различают одарённых и неодарённых. Правда потом многие из моих двоечников становятся работодателями у отличников.
В одном из школьных дворов я установил гигантский вопросительный знак. Когда меня спрашивали «Зачем?», я отвечал просто: школа — пространство, где детям отвечают на вопросы, которые их не интересуют. А на те вопросы, которые они задают или пытаются задать, им не отвечают.
Школа должна понять, что происходит с ребёнком, а не бояться ЕГЭ — потому что ЕГЭ они сдадут и без нас. Только тогда нам не надо будет делать лепрозорий для одарённых. Если объединить детей, неизвестно же, что с ними произойдет. Но «бацилла одарённости» совершенно точно перекинется на других учеников.
Александр Рудик, президент Фонда «Прообраз»:
Школа — это не панацея от всех бед. Это не волшебная чёрная коробка, куда сдал ребёнка, то есть условно положил камень, и получил золото. Такое случается, но в редких, исключительных случаях. Одарёнными детьми не может заниматься жёсткая иерархическая система, которая существует, например, по единым ФГОСам. Однако почти во всех наших нацпроектах есть те самые «талантливые дети».
Дело в том, что с ними проще добиться показателей, за которые потом дают ордена, медали, премии. Никто не хочет возиться с двоечниками.
Один человек берёт группу детей и их воспитывает, чувствует каждого. Возможно ли это? Нет, потому что это дорого.
Ефим Рачевский, директор Центра образования «Царицыно» № 548:
В 2011 году только 71 школа готовила призёров всероссийских олимпиад. В 2019 году их стало 278. Очень часто случается так, что победители олимпиад оказываются несостоявшимися людьми. Давайте считать слово «одарённость» интимным. Давайте его уберём из учительского лексикона. Дети они и есть дети.