Основная задача школы и университета — не сдать ЕГЭ и получить диплом, а подготовить к профессиональной деятельности. Традиционная школа учит фундаментальным принципам, но пока не успевает за изменениями рынка труда и почти не даёт прикладных знаний. Поэтому предпринимательские навыки теперь стали востребованными не только в бизнесе, но и в карьере. Рассказываем, как начать развивать их ещё в школе.
- Интересуйтесь работой или бизнесом родителей. Попросите рассказать о процессах, обсудите цели и задачи, покопайтесь вместе в цифрах.
- Исследуйте новое и пробуйте новые методы решения задач. Никогда не рисовали? Запишитесь в художественную студию. Любите бегать? Сходите на йогу. Чем больше способностей в себе открываете, тем лучше узнаёте себя.
- Раскладывайте свои цели по SMART. Цель должна быть конкретной (specific), измеримой (measurable), достижимой (achievable), значимой (relevant) и ограниченной по времени (time bound). Допустим, цель — поступить в университет. Конкретная: поступить в МГУ на кафедру математики. Ограниченная по времени: поступить в университет летом 2020 года. Измеримая: цель будет достигнута, если летом 2020 года я поступлю в МГУ на кафедру математики. Значимая: поступление в университет принесёт выгоду (профессия, карьера, новые знакомства). Достижимая: я успешно справляюсь с задачами вступительного экзамена, поэтому у меня есть все шансы поступить.
- Интересуйтесь экономикой внутри семьи. Ходите в магазин самостоятельно, изучайте ценообразование продуктов. Попробуйте выбирать выгодные продукты.
- Отвечайте за свои поступки. Вставать в школу, собирать вещи, готовить уроки, следить за расписанием — ваша задача. Старайтесь не пользоваться помощью взрослых в этих вопросах.
- Не старайтесь быть идеальными, будьте собой. Не бойтесь отстаивать свою точку зрения, получать плохие оценки, проваливать проекты. Это опыт, который также ценен.
- Верьте в успех. Составьте список личных достижений и повесьте над рабочим столом. Пусть в период неудач он напоминает вам о ситуациях, из которых вы вышли победителем. Томас Эдисон, подбирая материал для нити лампы накаливания, провёл тысячи испытаний различных материалов. Человек с меньшей верой в успех не стал бы великим изобретателем.
- Занимайтесь творчеством. Оно снижает стресс и улучшает связи в головном мозге. Если нет времени ходить на танцы или рисование, купите книгу-раскраску. Монотонное раскрашивание поможет расслабиться, выплеснуть негатив и отвлечься от школьных забот. Кроме того, раскрашивание мелких деталей развивает мелкую моторику и внимательность.
Ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Эдуард Никитин считает, что школьникам необходимо изучать основы предпринимательства. Задача этого предмета — воспитать активную жизненную позицию, умение принимать сознательные решения, оценивать риски. Никитин также отмечает, что обучение предпринимательству поможет школьникам определиться с выбором профессии.
На рынке образования уже появляются проекты, которые обучают школьников предпринимательскому мышлению, финансовой грамотности и другим социальным компетенциям. Санкт-Петербургская школа предпринимательства и soft skills Startup Junior в 2018 году запустила курс для учеников 7–11-го классов. Цель курса — получить навыки и инструменты ведения бизнеса. Много времени и внимания преподаватели уделяют проектной деятельности — одному из лучших способов развития предпринимательского мышление. Школьники самостоятельно разрабатывают проекты: ищут идеи, анализируют рынки и тренды, проводят презентации, разрабатывают прототипы, обсуждают с предпринимателями и экспертами.
В 2016 году также появилась Startup Academy JUNIOR — образовательная программа по предпринимательству для старшеклассников от бизнес-школы «Сколково». Участники проекта изучают практические инструменты для запуска и развития своего бизнеса, а также попробуют себя в роли управленцев и предпринимателей.
Технологии и глобализация подарили свободный доступ к знаниям. Сегодня за небольшие деньги или бесплатно ты учишься какому-то навыку, а завтра уже применяешь его. На этом фоне классические университеты кажутся негибкими и неспособными дать нужные практические навыки. Задайте себе вопрос: «Кого охотнее возьмёт работодатель: специалиста с пятилетним практическим опытом или выпускника с пятью годами практики в теории?»
Советник первого заместителя правления банка «Санкт-Петербург», CEO LIPT soft Михаил Гаврилов берёт на работу 17-летних и считает, что между фундаментальной наукой и предпринимательством — пропасть: «Когда студенты делают технологические стартапы, им не хватает опыта работы 3–5 лет и понимания отрасли. Они решают техническую задачу, а не задачу бизнеса. Если хотите сделать что-то хорошее — начинайте работать как можно раньше. Выбирайте не университет, выбирайте знания, которые нужно получить, чтобы работать где нравится».
Высшее образование тоже меняется: в Санкт-Петербургском ИТМО учат системе мышления, помогают находить потенциальных партнёров, инвесторов, менторов, экспертов. Студенты чаще решают практические задачи и работают в командах.
Пойти работать — значит быстрее стать независимым и построить карьеру. Вы будете зарабатывать и получать опыт. Правда, в некоторых случаях сотруднику без диплома сложно продвигаться по карьерной лестнице.
Учёба в университете необходима тем, кто собирается получать специальные знания: медицина, архитектура, госуправление. Если это не про вас, выбирайте университет, где нет зубрёжки устаревших учебников и упор на практику. Такая учёба поможет заполучить в портфолио классные проекты, стажировки за границей, полезные контакты.
Совмещать работу и учёбу — опыт для сильных духом: дополнительные нагрузки, стресс и отсутствие свободного времени. Но полученные в университете знания вы сразу применяете на практике и к концу университета уже можете стать классным профи с дипломом.
Вопрос не в том, пойти работать или пойти учиться, а в том, какие цели вы ставите. Не навязанные обществом, родителями, тётями в школе, а свой личный выбор, за который несёте ответственность. Спросите себя: «Почему я хочу туда?», «Что меня там привлекает?», «Каким будет дальнейшее развитие?», «Что буду делать, если не получится?» Продумайте стратегию и выбирайте исходя из неё. Можно учиться в университете и вести активную студенческую жизнь, можно совмещать работу и учёбу, можно устроиться на стажировку в компанию и обучаться на практике.
Ищите практику среди инновационных компаний. Такие компании, как правило, предлагают гибкий график, предоставляют ментора на период стажировки, обучают и дают возможность поработать над интересным продуктом. Составьте список интересных компаний и найдите на сайте контакты HR-отделов. Составьте резюме своих достижений и отправляйте.
Маша училась в Университете телекоммуникаций на маркетолога. На втором курсе устроилась в крошечное медиаагентство на должность проджект-менеджера. Работу искала пару месяцев: без опыта не брали по специальности, но руководителю понравились Машины заметки в студенческой газете.
«Мне было всего 18. Офис, кофемашина, корпоративная почта — всё было в новинку и вызывало море энтузиазма. Я занималась рассылками, писала в соцсети, редактировала блог, ходила на выставки и конференции, настраивала рекламу, отправляла письма. Совмещать работу с учёбой было сложновато, но в 18 лет ты можешь пробежать с утра 10 км, сходить на пары, потом на работу, всю ночь писать курсовую и утром чувствовать себя нормально. Работа во время университета помогла мне стать уверенней, научила планировать время тщательнее, быть многозадачной».
Через несколько лет Маша стала директором по маркетингу в международной IT-компании.
«Не думаю, что стоит выбирать между учёбой и работой. Мы живём в достаточно технологичном мире: работа может быть удалённой или с гибким графиком. Всё-таки учёба в университете расширяет кругозор, социализирует, учит компромиссу. Если есть возможность, то лучше поехать учиться в Европу или США, там больше практики».
- «Социальная психология», Дэвид Майерс. В книге обобщаются результаты исследований социальных явлений. Её сложно назвать учебником, настолько увлекательно подана информация. Автор предлагает читателю рассуждать и смотреть на вещи с разных сторон.
- «Полная вовлечённость», Брайан Трейси. Книга от специалиста по психологии успеха о том, как создавать звёздные команды сотрудников, о позитивном мышлении и ключевых теориях мотивации.
- «Аргументируй это!», Никита Непряхин. Как подбирать правильные и убедительные доводы, какие аргументы действуют и почему, за счёт чего одним удаётся доказывать свою точку зрения, а другим нет? Всё это раскрывается в книге бизнес-тренера Никиты Непряхина.
- «Эмоциональный интеллект», Дэниэл Гоулман. Американский психолог, эксперт в области эмоционального интеллекта Дэниел Гоулман утверждает, что эмоции играют в достижении успеха в семье и на работе гораздо большую роль, чем принято считать.
- «Переговоры без поражения», Роджер Фишер, Уильям Юри. Специалисты Гарвардского переговорного проекта предлагают доступный метод принципиальных переговоров, который учит воспринимать оппонентов как соучастников решения проблемы, а не как врагов. Метод принципиальных переговоров можно использовать в любых ситуациях — от обсуждения семейных планов на отпуск до решения международных конфликтов.
- «Почему люди должны следовать за вами?», Роб Гоффи, Гарет Джонс. Авторы опровергают привычные убеждения о природе лидерства. Главной становится личность, умение использовать слабые и сильные стороны и просто быть собой.
Поделиться: